
Обложка книги Яна Левина "100 деталей Ярославля"
– Зачем смотреть на город через детали?
Условный дом состоит из небольших признаков: окон, кирпичей, цвета стен. Эти детали определяют, как мы его воспринимаем. Вроде как и Петергоф – это де-факто дом, и хрущевка – тоже дом. Но отличие на лицо. В чем оно выражается? В деталях, каких-то украшениях. Так же по большому счету и с любым городом. Если деталь тиражируемая – например, уличный аншлаг, вывеска с названием улицы – город начинает меняться.
Город, в котором мало деталей, – безликий. Он просто не интересен. Город, в котором деталей много, наоборот, очень притягателен для жизни и для туристов. Пример – европейские небольшие города. Почему люди туда едут, говорят, что им хорошо? Это связано не только с бытовым комфортом, но и с небольшими деталями, которые там бережно хранятся. Булыжная мостовая не закатывается в асфальт, поддерживаются исторические вещи. В Набережные Челны никто ехать не хочет, потому что там смотреть нечего.
– Когда вы начали рассматривать город в поисках любопытных подробностей? И почему решили издать про это книгу?
Почему скамейка такой формы? Что на люке написано? Почему улица так называется? C детства мне это было интересно. И я вникал. А поскольку, помимо прочего, я люблю заниматься бумагомаранием и в интернете достаточно давно – один из пионеров, с 1998 года – стал писать, что вижу, и рассказывать истории.
У нас скучный курс: работа-дом, дом-работа. А тут, оказывается, можно просто смотреть по сторонам, и становится не так рутинно. Оказывается, вокруг столько всего интересного – надо только посмотреть под ноги, ну или наоборот, задрать голову. Эта фишка людям понравилась: мир-то не так сер, как казалось на первый взгляд.
На этой неделе Ян Левин умер. Коронавирус. Еще и сорока не было.
Несколько раз был в Ярославле по работе. Гулял по нему, даже один раз проехал с небольшой экскурсией. Наверное, с удовольствием приехал бы в него на два-три дня, чтобы поездить по нему с экскурсоводом, но, скорее всего, на это не будет времени. Но кто знает?
А ещё имя Толбухин довольно долго носил город Добрич в Болгарии.
Автор прав, притягательность - в деталях!
Например, для меня тот же Добрич в памяти - это запах южных растений около этнографического музея (не сам музей!), ракурс старинной церкви, сквозь листву иупомрачительно веусная баница в 7 утра и стаканчики шелковицы на рынке.
Если получится так увидеть Ярославль, он станет уже немножко своим)