В Ферапонтово негде выпить кофе. Ни в монастыре, ни в магазине возле автобусной стоянки, нигде вообще. И кафе естественно никакого тут нет. Есть здание администрации, а кафе нет. Женщины на кассах в музее говорят, что была тут года два назад бариста, но уехала в Петербург, так что теперь искусство включать кофемашину утеряно, и кофе можно выпить только в Кириллове: там ближайшее кафе.
И то верно: туристов сюда привозят, проводят бегом по монастырю, заводят в собор Рождества Пресвятой Богородицы, рассказывают, где какие сюжеты изображены, и увозят дальше к новым достопримечательностям.
Но черт возьми, кафе тут просто необходимо. И это не вопрос туристического комфорта. Нельзя, неправильно просто так выйти из собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре и уехать. Тут просто необходимо сесть, выпить чашечку кофе и осознать, что только что там в соборе произошло. Осмотреться вокруг — посмотреть на монастырь, на озеро, на лес за ним и дымку в дали. И как-то пережить переварить, увиденное. И, может быть, еще раз зайти в собор — благо, билеты позволяют заходит несколько раз в течение дня — и снова окунуться в этот мир, созданный великим русским художником Дионисием и его артелью.
Русский мир все-таки удивительно устроен. Ты долго ехал на север по России, приехал сюда, в русскую северную глухомань, и вдруг оказался в Италии. Не просто в Европе — ни во Франции, ни в Испании, ни в Англии, ни даже в Германии таких масштабных росписей «со сводов в пол» сравнимого уровня и силы просто нет, — а именно в Италии, причем не абы где, а в самых лучших и важных ее местах. Там, где творили мастера итальянского предвозрождения, Джотто, Каваллини и Чимабуэ. Или даже там, где создавали свои шедевры ровесники Дионисия — великие мастера раннего Ренессанса: Пинтуриккио, Синьорелли, Перуджино и Гирландайо.