Александр Петриков специально для «Кашина»
Единственная в истории Госдума, от которой что-то всерьез зависело – точнее, зависело не от нее самой, а от ее выборов, от тех самых, когда Доренко по телевизору, и Лужков с Примаковым рвались к власти, и депутат Боос (будущий путинский губернатор Калининграда) грозил Ельцину судьбой Чаушеску, и было неясно, что будет с Россией завтра. Госдуму избрали, и всё, в общем, успокоилось. Мятеж не прошел, Ельцин спокойно переуступил власть преемнику, а депутаты, выжившие в боях той кампании, собрались на первое заседание, и Путин к ним тоже пришел, еще совсем молодой, новенький. 47 лет Путину. Как сейчас тем, кто родился в 1973-м.
Выступают лидеры фракций, в том числе Жириновский – он был всегда. Жириновский одергивает председательствующего, который что-то напутал с очередностью выступлений. Председательствующий – по регламенту, это старейший из избранных депутатов; он ведет заседание до тех пор, пока не изберут спикера, – смущенно оправдывается: «Ну, я юнга, а вы все капитаны». Когда на трибуну выйдет Путин, он вспомнит про юнгу и скажет, что старик-председательствующий – «юнга только по процедурным вопросам». Запоминающаяся шутка, и сколько этих шуток ждет нас еще впереди.
Председательствующему 79 лет, и это единственный созыв Госдумы, в который он избрался – не по списку, по одномандатному округу в Томской области, которой он руководил при Брежневе, и кампанию построил на критике губернатора Кресса, который, как все губернаторы девяностых, подзапустил регион по сравнению с советскими временами, «а вот при мне был порядок». Но для Путина он, конечно, как и для всех в том зале – большая знаменитость из восьмидесятых, злой двойник Бориса Ельцина, главный его публичный оппонент именно в те времена, когда Ельцин – популярнейший оппозиционер, путешествующий в троллейбусе, лечащийся в районной (не цековской) поликлинике и разоблачающий номенклатурные привилегии. На своих предвыборных встречах Ельцин много говорит о нем, не называя почему-то его по имени – только «мой оппонент». Может быть, отсюда традиция суеверного неназывания по имени и Навального сейчас? Не стоит все-таки забывать, чей преемник Путин.