
Николя Саркози и Муамар Каддафи, 2007 год. Фото: Imago / TASS
30 ноября начались судебные слушания по «делу Бисмута» (affaire Bismuth), в котором бывший президент Франции Николя Саркози обвиняется в коррупции и неправомерном использовании влияния. Ему угрожает штраф до 1 млн евро и тюремное заключение до 10 лет. Процесс продлится, как ожидается, до 10 декабря.
Впервые в истории Франции бывший президент физически явился в суд в качестве обвиняемого. В 2011 году Жак Ширак по состоянию здоровья не мог принимать участия в процессе, по итогам которого он был приговорен к двум годам заключения условно. Речь шла о создании фиктивных рабочих мест в мэрии Парижа, которую Ширак возглавлял до победы на президентских выборах в 1995 году. К моменту окончания судебного разбирательства эта история была хорошо известна; сам Ширак успел два срока поработать в Елисейском дворце и обладал иммунитетом во время первого процесса в 2004 году; нарушения, несмотря на их очевидность, выглядели, скорее, простительной оплошностью, чем настоящим преступлением, в них не было намека на личное обогащение. На репутацию Ширака приговор повлиять уже не мог. Его смерть в 2019 году, вызвавшая искреннюю скорбь в национальном масштабе, показала, что этого президента Франция любила.
У Саркози совершенно иная ситуация. Его дела представляют собой крайне запутанный клубок, оставляющий тягостное впечатление. Бывший президент выглядит человеком, замешанным в сомнительных историях и окруженным людьми невысокого качества, и чем более ловкие доводы он приводит в пользу своей невиновности, тем сложнее в нее поверить. В нем ощущается избыточный дух авантюризма. Французы не предъявляют чрезмерных моральных требований своим президентам и легко смотрят, например, на их любовные похождения. Но им важно, чтобы человек, олицетворяющий Пятую республику, не терял достоинства ни при каких обстоятельствах. Главная проблема судебных разбирательств Саркози в том, что все эти дела, касающиеся его политической деятельности, выглядят как мелкие, но вызывающие махинации, дискредитирующие его самого и его окружение. Их нельзя отнести к особенностям его личного стиля в свободное от работы время. Они не только подсудны юридически, но и непростительны для образа главы нации, действующего или бывшего. Даже если ему удастся выйти сухим из воды (что маловероятно), его образ навсегда будет связан с жульничеством, пусть даже едва уловимым.
"И кому нужна такая демократия?"- спросит Путин. И хор из "Единой России" споет: "Кому это надо? Никому не надо. Кому это нужно? Никому не нужно." Пример Саркози наглядно показывает ненужность свободы, ненужность демократии, ненужность независимого правосудия, ненужность морали. Ничего этого высшему обществу России, его бомонду не нужно.
Если бы во Франции высший свет был умнее, он бы давно принял законы о защите прав президента и пожизненном иммунитете от судебного преследования. Примерно так думает Путин. И с ним нельзя не согласиться, соглашается Дума.
Вот из вэбкэша из книги Саркози выдержка на русском.
https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:zl1gSsDjX0YJ:https://www.newsgeorgia.ge/%25D0%25BF%25D1%2583%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD-%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B0%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B8-%25D0%25B8-%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B3%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F-%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9%25D0%25BD/+&cd=15&hl=en&ct=clnk&gl=nl
В другом месте вроде русского перевода нормального нигде нет, а этот сайт не работает почему-то сейчас.
Вот альтернативный вариант тех событий:
"Прекрасный августовский вечер 2008 года, в разгаре грузинский конфликт. В комнате для переговоров президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин, президент Франции Николя Саркози, переводчик и ещё три человека, среди которых автор этих строк. Далее разговор близко к тексту, практически дословно. Путин говорит, что российские войска дойдут до Тбилиси и он повесит Саакашвили за яйца на дереве. Саркози отвечает, что так нельзя, что война нехорошо, что надо договариваться. Путин повторяет, что войска дойдут до Тбилиси и он повесит Саакашвили за яйца на дереве. Саркози говорит: "Владимир, так нельзя. У меня есть план..." Путин прерывает и говорит переводчику:"Переводи ему всё, что я скажу дословно" и далее, обращаясь к Саркози: "Засунь себе свой план в ж**у. Я сказал, что войска дойдут до Тбилиси и я повешу Саакашвили за яйца на дереве. А если ты мне будешь мешать, у нас есть очень много способов сделать с тобой то же самое."( Я опускаю все матерные выражения, которыми Путин украшал свою речь.) После этого Саркози был очень подавлен. Конечно, никто никого не повесил, НО! Впоследствии весь мирный план писался под диктовку Путина, а Саркози уговаривал уже Саакашвили на всё соглашаться. Это был разговор с профессиональным политиком и президентом ядерной державы. Да, сейчас Путин уже не тот, но не стоит строить иллюзии, он ещё очень на многое способен."
___
Смысл в том, что второй вариант - байки и пересказы реальных событий, о том как Путин умеет выступать и устраивать цирк при личной встрече.
Вот еще одно выступление и театр Путина из книги уже Обамы:
"Бернс не шутил, когда сказал, что этому человеку надо будет выговориться по ряду вещей. Едва я закончил вопрос, как Путин начал оживленный и, казалось, бесконечный монолог: он перечислил все несправедливости, предательства и обиды, которым он и русский народ якобы подверглись со стороны американцев. Он сказал, что ему лично понравился президент Буш, к которому он обратился после 11 сентября, выразив солидарность и предложив поделиться разведданными в борьбе против общего врага. Он помог Соединенным Штатам обезопасить авиабазы в Киргизии и Узбекистане для афганской кампании. Он даже предложил помощь со стороны России в борьбе с Саддамом Хусейном. И чем это закончилось? По его словам, вместо того, чтобы прислушаться к его предупреждениям, Буш пошел вперед и вторгся в Ирак, дестабилизировав весь Ближний Восток. Принятое США семь лет назад решение о выходе из Договора по противоракетной обороне и их планы по размещению системы противоракетной обороны на границах России продолжали оставаться источником стратегической нестабильности. Принятие бывших стран Варшавского договора в НАТО во время администраций Клинтона и Буша было неуклонным посягательством на «сферу влияния» России. В то же время поддержка Соединенными Штатами «цветных революций» в Грузии, Украине и Киргизии – под фальшивым прикрытием «продвижения демократии» – превратила некогда дружественных соседей России во враждебные Москве государства. С точки зрения Путина, американцы вели себя высокомерно, пренебрежительно и не желали относиться к России как к равноправному партнеру, постоянно пытаясь диктовать условия остальному миру. По причине всего этого, по его словам, сложно смотреть с оптимизмом на будущее двусторонних отношений.
Когда от встречи, которая была рассчитана на час, прошло уже примерно тридцать минут, мои сотрудники начали украдкой поглядывать на часы. Но я решил не перебивать. Казалось очевидным, что Путин все это отрепетировал, но его недовольство было настоящим. Я также знал, что мои дальнейшие успехи в отношениях с Медведевым зависят от снисходительности Путина. Примерно через сорок пять минут Путин, наконец, выговорился, и вместо того, чтобы стараться придерживаться нашего заранее согласованного графика, я начал отвечать ему по пунктам. Я напомнил ему, что я лично выступал против вторжения в Ирак, но я также осудил действия России в Грузии, полагая, что каждая нация имеет право без внешнего вмешательства определять, в какие союзы ей вступать и какие экономические отношения устанавливать. Я оспорил идею о том, что ограниченная система обороны, предназначенная для защиты от запуска иранских ракет, будет иметь какое-либо влияние на мощный ядерный арсенал России, но упомянул, что планирую провести ревизию этих планов, прежде чем предпринимать дальнейшие шаги по противоракетной обороне в Европе. Что касается предлагаемой нами «перезагрузки», я объяснил, что цель не состояла в том, чтобы устранить все различия между нашими двумя странами, а в том, чтобы избавиться от привычек времен холодной войны и установить реалистичные, зрелые отношения, которые позволили бы справиться с этими разногласиями и основываться на общих интересах."
__
В общем у Путина чувство юмора есть и он представления умеет устраивать, как становится понятно...
зы: просто интересный материал на тему, как раз вчера это гуглил