Ученый монах Карион Истомин много лет возглавлял Московский печатный двор, секретарствовал при патриархе и писал замысловатые вирши в подражание полякам. Во вкусе тогдашней московской интеллигенции – придворных да умников из посольского приказа. Вот, например, начало его «приветствия» царевне Софье:
Благородная София царевна,
Госпожа княжна Алексиевна!
Пречестна дева и добросиянна,
В небесную жизнь Богом произбранна!
Мирно и здраво от Господа света
Буди хранима во премнога лета.
Убо мудрость есть росски толкована,
Еллински от век Софиею звана.
Любители той философы звались
И добронравством тоя украшались.
А вот мое любимое, из своеобразной стихотворной энциклопедии для школьников, «Полис», про Америку:
Америка часть четверта
Ново земля в знань отперта.
Вольнохищна Америка
людьми, в нравах, в царствах дика.
Тысящьми лет бысть незнанна,
морем зело отлиянна.
Веры разны в балвохвальстве,
наги люди там в недбальстве.
Царства имут без разума,
не знав Бога, худа дума.
Никто же бо что успеет,
где глупость, сквернь и грех деет.
Первый, пожалуй, пример антиамериканизма в русском дискурсе, веха. «Балвохвальство» – это идолопоклонство, «хвала болванам». «Недбальство» – то ли небрежность, а то ли голод.
Московские силлабические стихи конца XVII века теперь подзабыты – потому что в XVIII веке русские открыли для себя силлабо-тонику. Три столетия величия было у русской поэзии, и на первые попытки отечественного стиховторчества смотришь теперь, как на курьез.
Но ученый Карион не стихами прославился. Даже если вы не помните его фамилию, вы наверняка видели изображения самой знаменитой его работы. Фотографии «Букваря славено-российских письмен уставных и скорописных» есть в любом школьном учебнике истории.
И это как раз не случайная слава.
Класс!
Надо будет книгу Исаевой поискать.
А кто это посреди страницы с козой Аранатой?
Леопард, что ли?
Аспид
Спасибо!
Я и подумал, что на букву А ведь :))
Книга, кстати, продавалась в музейном магазине Кремля, который в Александровском саду. Магазин, в отличие от музеев, кажется, и сейчас не закрыт.
Благодарю. Интересно, нет ли в электронной версии.
Спасибо! Прекрасный текст, то что нужно перед плотным воскресным завтраком из тех, что плавно перетекают в обед. Очень вкусно написано, может стоит сделать постоянной как бы рубрикой на выходные (или уже сделано?). Потому что новости недели - верный путь к гастриту и язве. При Петре тоже было дюже страшно, но как-то уже все обустроилось. Слева утро стрелецкой казни, справа боярыня Морозова тоже не на коктейль едет. А у нас воскресенье и пора пить чай ))
Уже сделано. Каждую субботу в журнале "Север" Иван Давыдов пишет про что-то неочевидное, интересное и, как нам кажется, важное. Мы пытаемся увидеть Россию и ее историю по новому, так чтобы нам здесь и сейчас было интересно смотреть по сторонам (ну или хотя бы не так безрадостно и безнадежно).
Стихи про Америку - это, конечно, полный восторг ! Можно лишь поражаться, как уже 300 лет назад человек гениально предвосхитил тематику государственных российских каналов. Полёт фантазии у Кариона, безусловно высокий, но до сношения с черепахами даже он не допёр. Так что нынешние покруче будут.
Черпая образы из будущего, Истомин, несомненно обладал даром предвидения. Вот под "Юноной, царицей поганской" уж не нынешнего ли германского канцлера имел ввиду ?
А я не вычитываю в этом никакого особого предубеждения перед Америкой, это Иван в очередной раз не смог удержаться от своих излюбленных натяжек. Скорее интерес, любопытство, как к чему-то диковинному. Карион, видимо, хотел думать об Америке. Что-то он слыхал далеко не от первых рук, что-то воображение дорисовывало. Это отражает, я думаю, и широту взглядов автора, и либерализм того, кому азбука адресована.
попробуйте погуглить слово "ирония"
И я не вычитываю. Просто меня порадовало, что 300 лет назад человек написал (естественно, о том не ведая) удивительно точную, смешную и злую карикатуру на современную российскую пропаганду. Корявость и примитивизм которой удивительно корреспондируют с поэтическими опытами монаха допетровской эпохи.
Отличный рассказ. Поэзия, которая потом получила развитие, началась, как верно заметил автор, в следующем веке, в XVII началось изучение языка. И только в XVIII веке появились поэты, их было совсем немного, расцвет поэзии начался в XIX. Исследую три века русской поэзии в части отношения поэта и власти. Много интересного узнал. Настоящий поэт, как правило, становится врагом власти, в лучшем случае, она готова его терпеть.
Недбальство – это, вероятно, ‘нерадивость’ от западнорусского дбать ‘заботиться, стараться, радеть о хозяйстве’ (по Далю), сегодняшнее белорусское дбаць, дбайны гаспадар ‘рачительный хозяин’, фамилия Недбайло.
По-польски niedbalstwo - халатность.
Халатны были американцы...