Ученый монах Карион Истомин много лет возглавлял Московский печатный двор, секретарствовал при патриархе и писал замысловатые вирши в подражание полякам. Во вкусе тогдашней московской интеллигенции – придворных да умников из посольского приказа. Вот, например, начало его «приветствия» царевне Софье:
Благородная София царевна,
Госпожа княжна Алексиевна!
Пречестна дева и добросиянна,
В небесную жизнь Богом произбранна!
Мирно и здраво от Господа света
Буди хранима во премнога лета.
Убо мудрость есть росски толкована,
Еллински от век Софиею звана.
Любители той философы звались
И добронравством тоя украшались.
А вот мое любимое, из своеобразной стихотворной энциклопедии для школьников, «Полис», про Америку:
Америка часть четверта
Ново земля в знань отперта.
Вольнохищна Америка
людьми, в нравах, в царствах дика.
Тысящьми лет бысть незнанна,
морем зело отлиянна.
Веры разны в балвохвальстве,
наги люди там в недбальстве.
Царства имут без разума,
не знав Бога, худа дума.
Никто же бо что успеет,
где глупость, сквернь и грех деет.
Первый, пожалуй, пример антиамериканизма в русском дискурсе, веха. «Балвохвальство» – это идолопоклонство, «хвала болванам». «Недбальство» – то ли небрежность, а то ли голод.
Московские силлабические стихи конца XVII века теперь подзабыты – потому что в XVIII веке русские открыли для себя силлабо-тонику. Три столетия величия было у русской поэзии, и на первые попытки отечественного стиховторчества смотришь теперь, как на курьез.
Но ученый Карион не стихами прославился. Даже если вы не помните его фамилию, вы наверняка видели изображения самой знаменитой его работы. Фотографии «Букваря славено-российских письмен уставных и скорописных» есть в любом школьном учебнике истории.
И это как раз не случайная слава.