А выдать на дорогу им было велено «четыре четверти сухарей, осмину круп, осмину толокна, восемь полот мяса, да с кабака четыре ведра вина, четыре ведра уксусу» и «четыре пуда семги да десять ведер пива». С таким багажом первые русские студенты отправились к англичанам – покорять лучшие университеты мира. Вероятнее всего, эти четверо умели читать и писать (по-русски, естественно), а также имели кое-какие представления об арифметике. Этим их образование на момент выхода из Архангельска и ограничивалось.
И уж точно никто из них и представить себе не мог, чем поездка кончится. Впереди ждал – буквально – иной мир, ни в чем не похожий на привычную реальность Московской Руси.
«Север» много рассказывал о приключениях иностранцев в России. Теперь вывернем схему наизнанку: наш герой – Никифор Григорьев, сын московского дьяка, для которого нашлось место в одной важной английской исторической книжке.
Правда, англичане его знали под другой фамилией.
Предполагаемый портрет Никифора Григорьева (Никефора Альфери)
Царь Борис и заграница
Спасибо школе, ориентированной на советские схемы преподавания истории – все мы твердо знаем: из дикости Россию выдернул Петр, он же и послал дворянских сынков в иноземные школы, постигать заморскую мудрость. Одни прониклись светом знаний, и пустили, вернувшись, свежесрубленный корабль империи в европейское плавание, другие – ленились да пьянствовали, а по приезде их ждали царский гнев и царская трость.
В этом, кстати, много правды, но на самом деле первым своих подданных учиться за границу за сто почти лет до Петра отправил Борис Годунов.
Головокружительную свою карьеру представитель не самого знатного из московских родов сделал, как известно, при Грозном. Кстати, – это так, вдруг найдется повод щегольнуть эрудицией, – татарское происхождение Годуновых, скорее всего, вымысел. Не исключено, что, озаботившись поиском великих предков и не имея возможности «присоседиться» к какой-нибудь знаменитой русской фамилии, – московская знать такого просто не потерпела бы, – Годуновы просто придумали себе родство с «мурзой Четом», крестившимся татарином, полулегендарным основателем Ипатьевского монастыря. Костромским помещикам средней руки, вошедшим в силу при дворе, требовался родоначальник с громким именем.
Борис Годунов. Протрет работы неизвестного художника, вторая половина XVIII века.
Но нас сейчас интересует не генеалогия Годуновых, а идеология самого знаменитого из представителей рода. Еще при Грозном Борис много общался с иноземцами (в первую очередь – с англичанами). Тогда же и понял, что у «немцев» есть, чему поучиться. Не зря ведь иностранные послы в своих записках отмечали исключительный ум вельможи. При царе Федоре Иоанновиче, став фактически единоличным правителем государства, Годунов повел политику на сближение с Европой. «Север», к примеру, писал, как были установлены дипломатические отношения с Францией после экспедиции Жана Соважа. Тогда же англичане потеряли исключительные права на торговлю с Московией – послы не зря считали вельможу мудрым. Хотя, конечно, английских дипломатов это не особенно порадовало.
Иван, спасибо за чудесные из русской истории. Вы правы, допетровская Россия безусловно не менее интересна, чем имперский период, "обласканный" историками, литераторами и кинематографистами.
Продолжение было при Екатерине II, когда многие молодые дворяне стали ездить за границу и учиться там в университетах. Сын Екатерины Дашковой учился в Шотландии, и Дашкова там общалась с Адамом Смитом. Вернулись, стали переводить поэзию и сочинять стихи на русском. Они заложили фундамент под Золотой век русской поэзии.
Потом невозвращенцами становились противники режима от Герцена до Бродского. Многих сама власть стала выживать, но это все-таки гуманнее, чем сажать и казнить.
А нынешние образованные молодые люди сами становятся невозвращенцами. Благо есть печальные примеры, Азат Мифтахов, аспирант мехмата МГУ, уже скоро год сидит в СИЗО.
Эх, видать не о том Дашкова со Смитом общалась, о чем надо было!
Вместо того, чтобы опыт пресловутого булочника в России распространять "...стали переводить поэзию и сочинять стихи на русском."
Так и пошла наша история вкривь да вкось, а ведь был шанс :).
Ну, Дашкова стихи не сочиняла, а вот с Франклином подружилась, ее приняли в Академики в США, а Франклина в России. А потом между ней и Екатериной Великой пробежала "серая (не черная) кошка", и попросилась Дашкова в отставку, но получила только отпуск, из которого не вернулась, а вскоре и императрица умерла. А о том, как правила Екатерина Великая коротко и ясно написал А.К. Толстой. Просвещение при ней в Россию пришло, а свобода - нет, и полагала она, что нигде крестьянин так хорошо не живет, как при ней в России.
"Серая кошка" - не была ли в виде идей либерализма :)?
Путин, наверное, в убеждениях не далеко ушел от той Екатерины.
Этой "кошкой" была трагедия Княжнина "Вадим Новгородский". Автор был уже мертв, а книгу с трагедией уничтожили по приказу императрицы. Инициатором издания в 1793 году была Дашкова (она, правда, в воспоминаниях написала, что ничего предосудительного в ней не заметил ее помощник). С купюрами была переиздана лишь в 1871 году, а полностью в 1937 в "Сборнике литературы XVIII века", подготовленному Г.А. Гуковским. (Был такой выдающийся филолог, погиб в Лефортовском СИЗО в 1950 году).
Екатерина, Вы правильно заметили, боялась свободы и революции, которая началась во Франции. В трагедии речь шла о восстание в Х веке Вадима Новгородского против Рюрика. Пьеса вызвала нешуточный гнев.
Спасибо, очень интересно!
Как всегда прелестно, Иван! Спасибо.
Сразу вспоминается фраза Мандельштама из "Петра Чаадаева": " Когда Борис Годунов, предвосхищая мысль Петра, отправил за границу русских молодых людей, ни один из них не вернулся. Они не вернулись по той простой причине, что нет пути обратно от бытия к небытию, что в душной Москве задохнулись бы вкусившие бессмертной весны неумирающего Рима."
Интересно, откуда источники к статье?
Павел Нерлер
Да уж. Отступать нельзя - позади Москва!