Франко-прусская война, раненые в Париже. Иллюстрация: wellcomeimages.com

Франко-прусская война, раненые в Париже. Иллюстрация: wellcomeimages.com

28 января 1871 года – 150 лет назад – французы подписали перемирие с немцами, но слово «перемирие» в данном случае никого не обманывало. Это была капитуляция. Перемирие просто давало Франции время, чтобы провести выборы в Национальное собрание, которое должно было ратифицировать продиктованные немцами условия мира.

Окончившаяся безоговорочным разгромом Франции война 1870–1871 годов – из тех событий, исход которых впоследствии кажется предопределенным. В самом деле, пруссаки выиграли все сражения (кроме одного малозначимого), а уж Седан своим блеском затмил любую из наполеоновских побед – как же исход войны мог оказаться другим? Тем более что из пруссаков задним числом вылепили прирожденных воинов, которых вели гениальные полководцы во главе с непревзойденным Генштабом. Ссылались и на «прусского школьного учителя», воспитавшего-де нацию в духе пламенной преданности монарху и отечеству. Французскую же армию стали изображать архаичным недоразумением и скопищем пороков, и вскоре многие даже не понимали – на что эти лягушатники вообще рассчитывали? Сдавались бы сразу!

Однако наделение одной из сторон сплошными достоинствами, а второй беспросветными недостатками лишь затеняет истинные причины быстрого поражения страны, которая до этого считалась сильнейшей в Европе. И пруссаки были небезупречны: их тактика лобовых ударов вела к тяжелейшим потерям пехоты, кавалерия оказалась почти бесполезной в разведке, а генералитет порой громоздил целые пирамиды ошибок. А французская кадровая армия с ее традициями, богатым боевым опытом (три большие войны за последние 20 лет) была крепким орехом, да еще и вооруженным прекрасными винтовками Шасспо. По дальнобойности они вдвое превосходили прусские Дрейзе, а между тем в недавней австро-прусской войне 1866 года успехи пруссаков приписывали именно винтовкам, бившим на 600 шагов против 300 у австрийцев. Теперь же ситуация поменялась зеркально, и прекрасная выучка французских солдат (сам Бисмарк за пару лет до войны назвал их лучшими в Европе), шасспо и митральезы, казалось, вполне уравнивали шансы армий.

Почему же игра пошла в одни ворота? Чтобы понять это, сравним войну 1870–1871 годов с нашей Отечественной 1812 года – благо начинались они совершенно одинаково.