Когда 8 января – спустя 2 дня после штурма Капитолия – техасец Бен Костило выложил в твиттер (твит ныне удален) список санкций, которым мог бы подвергнуться Дональд Трамп после второго импичмента, он быстро стал вирусным и набрал сотни тысяч лайков. В твите перечислялись такие виды наказания, как лишение Трампа президентской пенсии (более $200 тыс.) и возможности снова выдвигать свою кандидатуру на выборах. Однако многое из того, что было написано в этом твите, согласно анализу фактчекингового сайта PolitiFact, было ложью или не совсем правдой – лишить бывшего лидера страны его пост-президентских «плюшек» не так-то легко.
Но люди поверили этой дезинформации. Как сообщила научному журналисту Маркему Хайду из издания Elemental социальный психолог из Университета Колорадо Лаура Шерер, этим твитом люди делились, потому как он отражал то, во что они хотели верить. Лайкая этот твит (и подобные ему посты), человек даже не задумывается, правда ли это.
Недавние работы Шерер и ее коллег посвящены распространению дезинформации онлайн, в частности, в соцсетях. Она утверждает, что на веру и желание распространить фейк влияет несколько факторов, и настаивает на том, что сегодня, в эпоху «пост-правды» и «дипфейков» как никогда важно осознать, при каких обстоятельствах человек наиболее уязвим к восприятию дезинформации. У ученых появились доказательства того, что сильные эмоции – как правило, негативные, в частности, гнев – играет в этом ключевую роль.