Юлия Павлова. Фото: личный архив

Юлия Павлова. Фото: личный архив

Все больше данных свидетельствуют, что коронавирус может вызывать психологические проблемы у людей даже после выздоровления. В ноябре 2020 года в журнале The Lancet была опубликована работа ученых Оксфордского университета, где они проанализировали 69 млн медицинских карт жителей США, более 62 тысяч из которых переболели коронавирусом. Почти каждому пятому американцу в течение трех месяцев после заболевания диагностировали повышенную тревожность, депрессию или бессонницу. Ранее итальянские ученые обследовали несколько сотен пациентов, перенесших ковид, и у половины из них через месяц после выздоровления был как минимум один психиатрический симптом.

О том, почему так происходит, мы побеседовали с психиатром и психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Юлией Павловой.

Несколько месяцев назад специалисты много говорили о влиянии на психику тревожных новостей о вирусе, условий самоизоляции и страхов заболеть. Теперь мы получаем информацию, что сам вирус, попадая в организм, может вызывать психические проблемы. Так ли это? И насколько распространены подобные эффекты?

– Симптомы со стороны нервной системы при коронавирусе встречаются довольно часто, как, впрочем, и при любом инфекционном заболевании. С вирусами сталкивается наша иммунная система, поэтому проявления касаются всего организма. Когда иммунитет начинает сопротивляться, это расходует много ресурсов. Поэтому даже когда основные симптомы собственно заболевания пройдут, у большинства сохраняется слабость, рассеянность внимания, неустойчивое настроение и так далее. В медицине такие проявления называют поствирусной астенией. Обычно они проходят сами в течение двух недель и не требуют дополнительного лечения.

Отличительная черта COVID-19, по наблюдениям моим и многих специалистов, столкнувшихся с проблемой, – это длительность недомогания после того, как симптомы со стороны респираторной системы уже позади. Изменения, которые приносят неудобства, в основном представляют собой все те же астенические проявления, как и при любой другой инфекции, но длиться они могут более четырех недель. И именно это стало основанием для внесения в МКБ-10 (международную классификацию болезней) «состояния после ковида» (оно же постковидный синдром, long covid – в англоязычной литературе).

Астения – болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.

Что касается психических нарушений при вирусных инфекциях, они чаще носят преходящий характер и возникают лишь при тяжелом течении заболевания. Например, спутанность сознания и даже бред и галлюцинации при высокой температуре связаны не столько с попаданием в организм самого вируса, сколько с реакцией защитной системы на его проникновение. При коронавирусе расстройства психики могут быть такой же реакцией мозга на иммунную защиту. Все они не специфичны для ковида.

При определенных условиях и вирус гриппа, и любые ОРВИ могут вызывать поражения головного мозга. Повторюсь, любая инфекция, выраженная тем, что иммунная система человека дает какой-то ответ, может провоцировать неврологические симптомы. Возможно, что коронавирус чуть чаще, чем грипп, вызывает такие последствия. Но данных, чтобы утверждать такое, на сегодняшний день недостаточно.