Титры «Кремниевой долины». Фото: HBO

Титры «Кремниевой долины». Фото: HBO

Число платежей в интернете неуклонно и быстро растет по мере того, как паутина все сильнее опутывает традиционную коммерцию. Тем не менее еще какие-то несколько лет назад финансовая инфраструктура интернета была очень старой и работала крайне медленно. Долгие годы электронная коммерция значительно обгоняла развитие технологий. Организационные вопросы – походы в банк, который занимался обработкой платежей, общение с платежными системами и платежные шлюзами, которые их связывали, – отнимали недели и требовали много людей и денег.

В 2010 году юные ирландцы Патрик и Джон Коллисоны занялись модернизацией этого процесса. Их стартап Stripe создал ПО, которое легко встраивалось в любые сайты и приложения, мгновенно связывалось с банковскими системами и системами компаний по выпуску карт и позволяло клиентам получать платежи. Продукция Stripe произвела фурор в Кремниевой долине. Его клиентами стали Lyft, Facebook, DoorDash и тысячи других компаний.

Компания Коллисонов контролирует платежи на сотни миллиардов долларов в год и берет с каждого маленькую комиссию. Больше половины американцев, покупая что-то в онлайне, делают это через Stripe, даже не догадываясь об этом. Stripe – самый дорогой технологический стартап в США и третий по стоимости в мире. Впереди только ByteDance, частная китайская компания, которой принадлежит TikTok и которая оценивается в $180 млрд, и Ant Group Джека Ма c $108 млрд. Как это удалось ирландским вундеркиндам?

Суверенный фонд Ирландии NTMA, Allianz X, Axa, Baillie Gifford, Fidelity Management & Research Company, Sequoia Capital и другие известные финансовые организации, принявшие участие в финансировании Stripe, оценили стартап Коллисонов в $95 млрд. Менее чем за год его оценка увеличилась в 2,5 раза – в конце апреля прошлого года он стоил $36 млрд. Инвесторы оценили Stripe гораздо дороже компании Илона Маска SpaceX, стоимость которой после получения в феврале этого года $850 млн поднялась до $74 млрд.

$600 млн, которые принес последний раунд привлечения финансирования, пойдут в основном на расширение европейского рынка и офиса компании, который находится в Дублине. В течение пяти ближайших лет численность сотрудников в нем вырастет на тысячу человек.

«В этом году мы инвестируем намного больше в Европу, особенно в Ирландию, – говорит президент Stripe Джон Коллисон. – Будь то финтех, мобильная связь, ритейл или SaaS (ПО как услуга), возможности для развития цифровой экономики на континенте ошеломительные».