«Решения апрельского пленума ЦК КПСС – в жизнь». Этот лозунг 28-летней давности относится к другой партии и к другой стране, но сегодня неизбежно всплывает в памяти, когда наблюдаешь за событиями, происходящими в Китае. Здесь завершается, судя по всему, не менее судьбоносный пленум ЦК другой Коммунистической партии, китайской.

Внимание прессы к этому закрытому заседанию, проходящему не в привычном здании Собрания народных представителей на площади Тяньаньмэнь, а в закрытой для посторонних глаз гостинице «Цзинси» в западной части китайской столицы, огромно. Китайские журналисты, особенно работающие вне рамок системы госпропаганды в лице агентств «Синьхуа» и холдинга «Жэньминь жибао», опрашивают экспертов, говорят с источниками, гадают о решениях пленума.

Массированные утечки в виде редакционных статей в центральных партийных газетах и госинформагентствах дают достаточно оснований полагать, что пленум намерен принимать действительно важные, программные, решения, которые должны определить пути развития Китая на ближайшее десятилетие. Это, кстати, традиционная судьба каждого третьего пленума ЦК КПК нового созыва: на нем решаются вопросы стратегического характера. Поэтому текущий пленум сравнивают с аналогичным мероприятием 35-летней давности, на котором впервые прозвучали слова «реформа» и «открытость».

Решения пленума ЦК КПСС апреля 1985 года предполагали новый политический и экономический курс руководства СССР, ускорение социально-экономического развития страны, перестройку и гласность. От пленума ЦК КПК образца ноября 2013 года подобных громких решений ждать не стоит. Точно не будет гласности (китайская Компартия до сих пор изучает тот опыт СССР и на закрытых совещаниях предостерегает кадры от повторения тех ошибок), точно не будет ускорения.

А вот перестройка должна быть. Но перестройка не советского образца, а модернизационного и структурного. Доминирование (а иногда и монополия) предприятий госсектора в целом ряде отраслей (телеком, энергетика, ЖКХ) должно уйти в прошлое. Прозвучавшие накануне и во время пленума мнения специалистов однозначны: партия намерена постепенно уйти от массовой опоры на госкорпорации в ряде секторов. Неслучайно несколькими месяцами ранее контрольно-инспектирующие ведомства КНР сообщили о злоупотреблениях в некоторых ведущих предприятиях госсектора. По-видимому, частный и иностранный капитал допустят (естественно, на определенных условиях) в сферы телекоммуникаций и энергетики. За несколько дней до пленума, на экономическом совещании в Госсовете КНР премьер Ли Кэцян, обращаясь к Ма Юню, основателю крупнейшей торговой интернет-площадки «Таобао», заявил: «Правительство не просто верит народным (негосударственным. – авт.) предприятиям, оно должно на них опираться».

С этой проблемой связана и тема ценообразования. При госмонополии цены, скажем, на бензин или услуги ЖКХ стабильно повышаются. При создании в этих секторах конкуренции от директивного ценообразования придется отказаться.

Важнейшая стратегическая проблема, которая обсуждается на пленуме, – это реформа органов государственной власти. Это отнюдь не политическая задача, а сугубо экономическая – власти обсуждают значительное сокращение функций госорганов, переход от разрешительной к заявительной системе регистрации бизнеса и использования традиционных госуслуг.

Не менее важная тема – хотя во многом вечная и по-прежнему актуальная для Китая – земельная. До сих пор частной собственности на землю в Китае нет, крестьяне могут сдавать ее в аренду, но не могут ее продавать. С другой стороны, местные власти могут изымать земли у крестьян (формально земли для общественного строительства) для иных нужд и затем передавать ее за деньги девелоперам, например, для строительства торговых центров, за сравнительно небольшую компенсацию. Естественно, эта ситуация – постоянный источник недовольства населения, которое рассматривает подобные отношения между властями и богатыми застройщиками как коррупцию и пренебрежение интересами простого человека. Рассматривается вариант более рыночного использования земли, создания открытой системы купли-продажи участков; хотя будут ли при этом употреблены термины «приватизация», «частная собственность на землю» – пока непонятно.

Очень сложная и связанная с земельным вопросом тема, которую китайскому правительству придется рано или поздно решать – реформа прописки («хукоу»). Хотя более половины населения КНР проживает в настоящий момент в городах, лишь четверть городского населения имеет в них регистрацию-прописку. Без регистрации эти мигранты (уплачивающие в городах налоги) лишены доступа к социальным благам: их не включают в систему обязательного медицинского страхования, образования для детей и так далее. Решение этой проблемы крайне тяжелое и финансово затратное.

Также предполагается ускорение (вот он, термин!) движения в сторону рыночного формирования банковской учетной ставки, процентов по депозитам и кредитам. Сейчас ставки жестко контролирует Народный банк Китая. На практике это, к примеру, означает очень дешевые ипотечные кредиты, но и еще более низкие ставки по депозитам. Ожидается, что упростят доступ к кредитам для негосударственных предприятий, рыночное формирование валютного курса (тоже не сразу). Негосударственным предприятиям также облегчат доступ к инвестированию за рубеж. Возможны некоторые новации в налоговой сфере, в частности, введение НДС в большем количестве секторов экономики.

Важнейшей социальной темой должна стать реформа системы доходов населения. Как ожидается, будет ограничена верхняя планка доходов топ-менеджмента госкомпаний (и введена предельная разница в зарплатах топ-менеджера и простого сотрудника), повышен порог, с которого начинает взиматься подоходный налог.

Опросы населения, проводившиеся накануне пленума, подтверждают, что темы вышеназванных реформ волнуют население. Пятерка самых острых из называемых простыми людьми проблем КНР: сокращение неравномерности в доходах, борьба с монополиями, реформа прописки, земельный вопрос, финансовая реформа.

Никаких конкретных мер в коммюнике по итогам пленума прописано не будет. Как ожидается, итоговый документ будет носить общий и стратегический характер (его уже называют «программным»), а конкретные детали будут дорабатываться позднее, уже в рамках Госсовета КНР.

Собственно, точно так же проводился и третий пленум ЦК КПК 11-го созыва в 1978 году. Принятые на нем решения – дать старт политике реформ и открытости – были политическими, а конкретные методы были разработаны уже после пленума. В Китае в последние дни часто проводят параллели с тем пленумом. И называют нынешние реформы – «эпохой реформ 2.0».