Кандидат в мэры Новосибирска, депутат Государственной думы РФ от партии КПРФ Анатолий Локоть во время голосования на досрочных выборах мэра города на одном из избирательных участков в Центральном районе. Фото: ИТАР-ТАСС / Евгений Курсков

Володинская весна

Вчера, когда стало понятно, что кандидат от КПРФ Анатолий Локоть, скорее всего, выиграет выборы у кандидата от «Единой России» Владимира Знаткова (так и случилось в итоге), гендиректор издательского дома «Ньюс Медиа» («Известия», «Лайфньюс») Арам Ашотович Габрелянов написал:

«В Новосибирске идет реальная конкурентная борьба между единороссом и коммунистом. Каждый голос на счету. Володинская весна в действии!»

«Известия» вышли с обобщающим подзаголовком «Победа кандидата от оппозиции говорит о росте политической конкуренции в регионах», ИТАР-ТАСС, помимо количественного подведения итогов, дало прямую речь Александра Карелина, главы штаба проигравшего единоросса: «На выборах мэра Новосибирска была открытая конкурентная борьба». Карелин сообщил, что «объявленный президентом курс на легитимность, конкурентность и открытость очевиден и закрепился ходом этой кампании».

Что-то похожее мы слышали прошлым летом от политологов, ходивших на совещания и рассказывавших потом, как Володин говорил о необходимости и дальше развивать «конкурентоспособность, открытость и прозрачность российской политической системы». 

В итоге какое-то время в «Яндекс.Новостях» первая новость была тоже про то, что в Новосибирске прошли честные конкурентные выборы, а на сайте «Единой России» прокремлевский политолог Павел Данилин заявил: «В Новосибирске победила конкуренция». 

Каждый раз, как только кандидат от власти проигрывает или почти проигрывает, появляется объяснение: «В стране честные выборы». Удивительно искреннее объяснение. Еще более откровенным выглядит заявление секретаря генсовета партии «Единая Россия» Сергея Неверова: «На проигрыш Владимира Знаткова повлияли несколько факторов, в том числе отставка губернатора и вынужденное выключение единоросса из предвыборной кампании». Кто же уволил губернатора и довел ситуацию до снятия мэра, кандидата от партии власти? Внимательный наблюдатель ведь может догадаться.

Осенью, после победы Евгения Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга, термин «володинская весна» также был вброшен, но раз уж речь идет о том, что оппозиция выигрывает, а в стране есть честные выборы, надо пояснить, что именно произошло в Новосибирске. 

Как и всегда, когда речь идет о регионах, простой тезис «россияне не любят "Единую Россию" и ей скоро конец, поэтому на честных выборах партия власти сразу проигрывает» не срабатывает. Итоги выборов во многом зависят от взаимоотношений региональных элит. Как бы скучно это ни звучало, но именно они влияют на консолидацию вокруг единого кандидата по всем фронтам: начиная от выдвижения кандидатур, ведения самой избирательной кампании, мобилизации электората и до «правильного» подсчета голосов. 

В Новосибирске полпред в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский и отставленный за три недели до выборов губернатор Василий Юрченко враждовали настолько, что команда полпреда в важнейший предвыборный период делала все, чтобы идея губернатора избрать своего мэра провалилась. Полпред негласно продвигал двух бывших вице-губернаторов – Андрея Ксензова и Владимира Анисимова, которые должны были отбирать голоса у кандидата от власти и транслировать неоднозначный сигнал элитам города, и также негласно вытягивал кандидата от КПРФ Локтя. Публичной поддержки он не оказывал, но большинство собеседников Slon как в областной администрации, так и в штабах двух основных конкурентов, с самого начала избирательной кампании об этом говорили. Губернатор Юрченко был отставлен еще до поражения Знаткова, а сам его выдвиженец проиграл выборы мэра.

В головах у россиян должна закрепиться мысль: в стране есть конкурентные выборы. Но по итогам кампании можно сделать и другие выводы. Кандидат от власти проигрывает всего несколько процентов – это недоработка команды, и ей надо как-то оправдываться. Заменивший в последние две недели предыдущего главу штаба Карелин сказал, что это вина штаба, влезшего в грязную кампанию и неспособного отмобилизовать свой собственный электорат. А что же Толоконский? Одно дело, когда разрешают провести честные выборы (а в городе исторически не сложилась машина фальсификаций), и другое – когда полпред тянет кандидата не от «Единой России». Либо Вячеслав Володин разрешил помочь Локтю, и речь действительно может идти о том, что администрация президента начинает готовить своих преемников для главы КПРФ Геннадия Зюганова, либо Толоконскому придется оправдываться, например, тем, что он давно говорил: Юрченко надо снимать, вот и кандидат у него оказался никакой. Толоконский уже заявил, что итоги выборов – это «несогласие» горожан с принципами экс-губернатора Василия Юрченко и бывшего вице-губернатора Виктора Козодоя, а всем участникам кампании придется сделать «правильные выводы и уроки». Зато с новым мэром уже все под контролем: Толоконский заявил, что конфликтов с ним не будет, а Локоть обещает не проводить масштабную кадровую чистку в мэрии Новосибирска.

Избирательная кампания в Новосибирске – это не победа оппозиции, а апатия горожан, помноженная на полный бардак во власти в условиях не задействованного в городе админресурса. Выборы прошли при низкой явке: в пулоторамиллионном городе за Знаткова проголосовало меньше чем сто пятьдесят тысяч избирателей, за Локтя – 164 с половиной тысячи человек. А о том, что власти и штаб кандидата не справились, говорит даже Карелин. 

Причиной честных выборов стали внутренние факторы, в которые администрация президента не стала вмешиваться, позволив губернатору и его команде сделать все ошибки и убрав его с поста. Кстати, похожая история произошла и после победы Евгения Урлашова в Ярославле, когда Старая площадь не стала вытягивать заведомо сложную партию, а через две недели после выборов Сергей Вахруков, допустивший проигрыш, был уволен. В случае с победой Ройзмана у Куйвашева оказалась довольно сильная защита на федеральном уровне при отсутствии «фактора Толоконского». 

С учетом того, что в Новосибирске мы наблюдали, скорее всего, последние выборы мэра крупного города, а дальше – реформа МСУ и отмена выборов в муниципалитетах такого уровня, стоит, пожалуй, оценить красивое завершение истории выборов мэров-тяжеловесов. Выигрыш кандидата от системной оппозиции, титры – «володинская весна», аплодисменты и милосердный занавес. 

Победили не только коммунисты, но и владельцы барахолки

Что ждать от Анатолия Локтя, в Новосибирске представляют не очень хорошо. Традиционно двумя крупнейшими спонсорами новосибирских коммунистов были два местных предпринимателя – Александр Абалаков и Арам Суварян. Абалаков в 2011 году был избран депутатом Госдумы по новосибирской части партийного списка КПРФ. До этого он был основным владельцем группы компаний «F1», основу бизнеса которой составляют компании, управляющие муниципальным жилым фондом Новосибирска. Восемь управляющих компаний, которые входят в холдинг ЗАО «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», обслуживают 20,5% многоквартирных жилых домов Новосибирска общей площадью 4,2 млн кв. метров. Любопытно, что в группу компаний «F1» входит «Строительный трест №1», который возглавляет другой кандидат в мэры Новосибирска – бывший вице-мэр города по ЖКХ Владимир Анисимов. Для Абалакова дружественный мэр скорее – приятный бонус, он был в хороших отношениях и с нынешней командой.
Но больше всего заинтересован в смене городской власти бывший депутат фракции КПРФ в Законодательном собрании Новосибирской области Арам Суварян. Его семья владеет рынком «Маммон» – одной из частей крупнейшей барахолки в Сибири – Гусинобродского вещевого рынка, ежегодный оборот которого оценивается в $2,2–2,5 млрд. Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко и и.о. мэра Владимир Знатков угрожали закрыть рынок до 1 апреля 2014 года и перенести его на новую территорию, которая принадлежит малоизвестной офшорной компании.

Но закрытие барахолки не состоялось – 18 марта Владимир Путин отправил губернатора Юрченко в отставку с жесткой формулировкой «в связи с утратой доверия». Возможно, отставке Юрченко поспособствовал компромат, который незадолго до этого появился в интернете. Опасаясь потерять бизнес, владельцы рынков могли «мотивировать» правоохранительные органы на расследование бизнеса семьи губернатора Юрченко. Семья Суварян находится в хороших отношениях с другими владельцами частей Гусинобродского вещевого рынка – Фрунзиком Хачатряном (рынок «Манэ»), Мераби Тостиашвили (рынок «Русич»), диаспорой курдов-езидов (рынок «Дружба»). 

Более того, в сохранении Гусинобродского рынка могут быть заинтересованы и в окружении полпреда Виктора Толоконского. Сейчас в новосибирском суде рассматривается дело по подозрению в организации преступного сообщества в отношении близкого друга Толоконского, Александра Солодкина, и его сына – вице-мэра Новосибирска Александра Солодкина – младшего. По версии следствия, преступная группа под руководством Солодкиных крышевала Гусинобродский вещевой рынок. 

Немного известно и о семье нового мэра Новосибирска Анатолия Локтя. Супруга Локтя Марина работала аудитором в Контрольно-счетной палате Новосибирской области, но несколько лет назад стала заниматься административно-хозяйственными вопросами в этом же ведомстве. Информация о младшей дочери Марии Локоть теряется после того, как она окончила одну из школ Новосибирска. Старший сын – 32-летний Богдан Локоть – возглавляет представительство омского завода «Молния», который специализируется на создании архитектурной подсветки и систем уличного освещения. В 2010 году Богдан развелся с супругой Вероникой Локоть, которая управляет круглосуточным центром досуга Fanatik, расположенном в одном из спальных районов Новосибирска. 

Как проголосовал Анатолий ЛокотьГолоса «за» остальных депутатов
Закон об иностранных агентах

395 (88%)
Закон о запрете на усыновление сирот американцами

430 (95%)
Закон о митингах не голосовал 349 (77%)
Закон о создании черных списков сайтов

441 (98%)
Закон о гей-пропаганде

388 (86%)
Закон о запрете мата в СМИ

381 (85%)
Закон об оскорблении чувств верующих не голосовал 308 (68%)