о стратегии развитии внутренней торговли:
Очень интересно, как считалась эта высокая доля малого бизнеса в торговле (в стратегии, разрабатываемой Минпромторгом, написано, что доля малого бизнеса в торговле слишком высока – Slon.ru). Ведь кругом просто засилье сетей. У нас же производитель не может продавать свою продукцию сам на ярмарке или просто на улицу выйти, как это, например, в Гамбурге делается, когда фермер может просто подать заявку с просьбой организовать ему условия для продажи, а продаст он свой товар сам. В России попробуйте организовать ярмарку выходного дня – по оценкам это будет стоить до $50 000, и это будут не самые лучшие условия – продавать три дня на морозе.
Небольшие магазины поставщикам неинтересны – туда практически никто не ходит. Вспомните, когда вы последний раз заходили в такое место? Для операторов косметики и парфюмерии, например, в принципе, интересны только крупные форматы, – там где есть возможность выложить продукцию на стенде.
Поэтому сети в такой ситуации и могут навязывать любые условия поставщикам, а отказаться от них нельзя – идти-то больше некуда. Понятно, что современные форматы торговли – это здорово, но когда у производителя есть возможность выбрать, куда нести свой товар. В России же практически нет, к примеру, формата мелких семейных лавочек, который так популярен в Европе. У нас все по факту отдано сетям, которые этим пользуются.
Понятно, что здесь играет свою роль и коррупция. Зайдите на любую оптовую базу московскую, картошка – 7,5 руб и это ее уже привезли – то есть с учетом издержек и взяток она столько стоит. А в супермаркете она по 20 руб. За счет того, что все хотят нажиться, – на диких ставках за аренду, на прибылях. Сколько эта картошка должна стоить? Ну, максимум 10 руб. Но не стоит ведь.