Фото: Francois Lenoir / Reuters

Опубликованный в понедельник, 11 августа законопроект о деофшоризации в совместной редакции РСПП и Минэкономразвития – уже пятый по счету из широко известных, до этого было как минимум три версии от Минфина и одна от Минэкономразвития.
Из-за того, что мартовские и майские предложения Минфина вызвали серьезные нарекания со стороны российского бизнес-сообщества, законопроект не удалось согласовать и принять в изначально запланированные сроки. По результатам встречи Дмитрия Медведева с членами правления РСПП 18 июня 2014 года председатель правительства поручил Минфину совместно с Минэкономразвития России и с участием РСПП доработать законопроект. Также на совещании президента с правительством 30 июля 2014 года обсуждалось, что законопроект необходимо доработать в короткие сроки с учетом отдельных замечаний бизнеса и устранить неясности технического и юридического характера.
Опубликованный законопроект, пожалуй, наиболее либеральный из опубликованных, является шагом в сторону разумного баланса частных и публичных интересов в контексте деофшоризации. Среди ключевых предложений и развилок:

  1. Введение порога 50% плюс один голос для признания компании контролируемой вместо всего лишь 10% плюс один голос в изначальном варианте, который распространял бы закон на миноритарных акционеров.
  2. Распространение правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК/CFC) только на компании из существующего «черного списка» офшоров Минфина (в котором находятся классические офшорные юрисдикции, но из которого исключен Кипр и не включены среди прочего Нидерланды, Люксембург, Швейцария и Сингапур) вместо более сложного теста эффективной налоговой ставки (ETR), рассчитываемой применительно к каждой конкретной компании.
  3. Введение пятилетнего моратория на изменение «черного списка» Минфина и установление как минимум шестимесячного переходного периода для вступления изменений в силу, чтобы обеспечить стабильность и предсказуемость налогового регулирования в отношении иностранных юрисдикций и дать время для исключения нежелательных юрисдикций из структур.
  4. Определение прибыли контролируемых компаний на основании данных финансовой отчетности, а не российских налоговых правил – добропорядочным и готовым к раскрытию налогоплательщикам можно будет просто использовать цифру из финансовой отчетности иностранной компании, а не анализировать заново все зарубежные операции с позиции российских налогов.
  5. Отказ от штрафов в периоды 2015–2018 годов, когда налогоплательщики будут только привыкать к действию новых правил и когда ошибки при исполнении последних будут неизбежны; введение поэтапности и порогов 50 млн рублей по прибыли КИК со снижением до 10 млн, чтобы сфокусироваться на офшорных компаниях, в которых накапливаются существенные суммы – вместо сплошного контроля всех иностранных компаний.
  6. Введение более четких условий, при которых формально иностранные компании могут быть признаны налоговыми резидентами России – предыдущие редакции законопроекта допускали возможность расширительного толкования и создавали значительную правовую неопределенность для бизнеса.

В предложенной редакции законопроект максимально упрощает жизнь для добропорядочных налогоплательщиков и снижает для них транзакционные издержки по выполнению требований закона, повышая его администрируемость и исполнимость. При этом в соответствии с поставленными задачами законопроект именно в этой редакции не стимулирует уход бизнеса в «серую зону» и не стимулирует переезд собственников бизнеса за рубеж, в отличие от более жестких изначальных версий законопроекта. Для защиты фискальных интересов РСПП предлагает внести изменения в ключевые налоговые соглашения России с Кипром, Нидерландами, Люксембургом и Швейцарией, повысив минимальные ставки налога на дивиденды с 5% до 9%, применяемых при владении российским бизнесом напрямую без использования иностранных холдинговых компаний. Такие изменения могут потребовать как минимум год-полтора на переговоры, подписание, ратификацию и обмен ратификационными грамотами, однако они могут повысить доходы бюджета и лишить структуры холдингового владения налоговых преимуществ. Очевидно, что предложенный вариант – далеко не последний и что Минфин будет против многих предложенных изменений. В любом случае в скором времени все разногласия должны быть устранены, и уже осенью согласованный законопроект должен быть внесен в Думу, как обсуждалось на совещании президента с правительством 30 июля 2014 года. Ближайшее совещание по деофшоризации у президента с участием членов правительства и РСПП запланировано на начало сентября. Налогоплательщикам, впрочем, уже сейчас стоит задуматься над реструктуризацией и отказом от наиболее примитивных способов налоговой экономии с использованием офшоров – риски уже в ближайшее время могут возрасти самым существенным образом.