Наталья Ивановская, автор методологии «Антропологический дизайн», архитектор, психолог, эксперт РАНХиГС, в интервью Republic рассказывает, как среда и архитектура влияют на человека, и объясняет, как должны выглядеть жилые пространства, чтобы люди не сходили в них с ума.
Методики проектирования, которые создала и применяет на практике Наталья, опираются на постулаты наук о человеке, в первую очередь — на биологию и психологию.
— Как возникла идея или потребность привнести в область архитектуры наработки психологов и физиологов?
— Мне посчастливилось учиться на небольшом архитектурном факультете Московского института инженеров землеустройства (сейчас университет). Факультет был организован в 1960-х Андреем Иконниковым как альтернатива статусным архитектурным вузам. Гуманистический подход, которому нас обучали, был ответом всеобщей технократизации. Нам, как в Платоновской академии, преподавали философию архитектуры и ее естественнонаучные основы.
Наш любимый преподаватель Анатолий Владимирович Пеньков был продолжателем дела величайшего советского архитектора Александра Габричевского, запрещенного, как космополит, с конца 1930-х. Именно Габричевский соединил русскую естественно-научную и архитектурную школы, описал средовой подход в архитектуре очень простым языком: «Каждый человек окружен целой системой оболочек, располагающихся вокруг его тела как верховной ценности, начиная с одежды и кончая зданием, городом и тому подобным вплоть до представления о мироздании».
Его современник, физиолог Иван Сеченов говорил, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». И когда я оканчивала вуз, для меня было очевидным, что от архитектора зависит качество жизни людей, их физическое и ментальное здоровье. Поэтому я стала изучать психологию, философию, антропологию, добирая знания о человеке. Позже, в аспирантуре МГУ, я исследовала отношения человека с самой первой в его земном существовании средой, где он сформировался как живой целостный организм — лоном матери, чтобы понять, как характер и особенности этих биологических взаимоотношений формируют бессознательное психики человека, его потребности и даже художественный вкус, и то, как вследствие импринтинга это влияет на всю его жизнь.