Елена Малахатка, сотрудник кафедры индустриальных технологий и менеджмента (ITM) Королевского технологического института (KTH Royal Institute of Technology, Стокгольм, Швеция) Фото: личный архив

Елена Малахатка, сотрудник кафедры индустриальных технологий и менеджмента (ITM) Королевского технологического института (KTH Royal Institute of Technology, Стокгольм, Швеция) Фото: личный архив

Дом – особенно сейчас, в эпоху самоизоляции и карантина – становится еще более важным местом, чем когда-либо. Он – и крепость, и офис, и кинотеатр / концертный зал. Сотрудник кафедры индустриальных технологий и менеджмента (ITM) Королевского технологического института (KTH Royal Institute of Technology, Стокгольм, Швеция) Елена Малахатка рассказала Republic о том, как будет выглядеть дом будущего, как он сможет заботиться о своем хозяине и помогать ему в повседневной жизни, а также о том, когда эти жилые комплексы поступят на массовый рынок.

Расскажите, что такое дом будущего. Как он сможет заботиться о своем хозяине?

– Это проект хорошо оснащенного жилого пространства с большим количеством сенсоров, через которые можно будет собирать различную информацию. Речь идет не только о стандартных эксплуатационных данных (водопотребление, электроэнергия, температура, влажность, уровень СО2 и так далее), мы говорим о данных человека, который проживает тут: его пульс, температура тела, интенсивность движений, продолжительность и глубина сна, тип потребляемых продуктов питания и так далее.

«Умный дом» сможет запоминать предпочтения хозяина и контролировать, к примеру, уровень его стресса или продуктивности (если речь идет об офисных пространствах), а также давать консультации по вопросам здоровья, например, если хозяин плохо спит, и подбирать для него программу упражнений, если он мало двигается. Дом будет реагировать на нужды владельца с помощью изменения уровня освещения: если человек читает, это один свет, если смотрит кино, то другой. Также он будет следить за качеством и температурой воздуха: если человек вялый, дом понизит температуру воздуха, так как при более низких температурах мы активнее (если не зафиксировано малокровие или какие-либо другие аномальные состояния). Речь идет о симбиозе человека и дома, который достигается с помощью цифровых средств. В науке такие системы называются контекстно-зависимые, или адаптивные.

Фото: KTH Royal Institute of Technology, Стокгольм, Швеция.

Как это сочетается с представлением о доме-крепости, за стенами которого можно укрыться от бушующего мира?

– Да, это хороший вопрос. Когда мы проводили опрос на тему того, насколько людям интересен дом-хамелеон, то увидели резкую поляризацию мнений: либо «да, очень», либо «совсем нет». Одни хотели, чтобы было много динамики, чтобы дом был как смартфон, с множеством приложений и насыщенным функционалом. А другие хотели чуть ли не пещеру без интернета.