Арт-парк "Никола-Ленивец", объект "Ротонда" (архитектор Александр Бродский)

Арт-парк "Никола-Ленивец", объект "Ротонда" (архитектор Александр Бродский)

пресс-служба фестиваля "Архстояние"

В 1980-е художник Николай Полисский построил дом в полузаброшенной деревне Никола-Ленивец на берегу реки Угра. С 2000 года он регулярно создавал арт-объекты на близлежащих полях. Однажды Полисский пообещал заплатить местным жителям по 10 рублей за каждого вылепленного снеговика и уехал по делам в Москву. Вернувшись, он обнаружил армию из 200 снеговиков на месте исторического события 1480 года, которое положило конец татаро-монгольскому игу. Из проекта «Стояние на Угре» вырос фестиваль ленд-арта «Архстояние», а затем и первый в России ленд-арт-парк «Никола-Ленивец». В прошлом году его посетило 200 000 человек, включая, по разным оценкам, от 6000 до 8000 гостей фестиваля.

Управляющий партнер «Никола-Ленивца» – сын основателя, Иван Полисский. В интервью «Отделу культуры» он рассказал, где московские художники берут средства на реализацию масштабных культурных проектов в российской деревне, через что им пришлось пройти, чтобы сохранить «Архстояние», и как «Никола-Ленивец» может развиваться дальше.

– Откуда появились деньги на первое «Архстояние»?

- Вся история развивалось как бы слоями. Сначала на территории Никола-Ленивца возникла творческая лаборатория Николая Полисского, в 2000 году открылась его мастерская, где делают арт-объекты, в том числе и для парка «Никола-Ленивец». На проведение первого фестиваля «Архстояние», который состоялся в 2006 году, фонд Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» выделил грант порядка 60 тыс. долларов. А еще через пару лет – сейчас даже поверить в это невозможно – еще один грант дал Европейский союз. Примерно 200 тыс. евро, огромные по тем временам деньги, которых хватило на несколько лет развития территории. Третий этап, создание ленд-арт парка «Никола-Ленивец», начался в 2011 году: была создана вся необходимая инфраструктура и разработана художественная программа. Сейчас на территории парка 34 арт-объекта, ежегодно на фестивале производят пять-шесть новых объектов.

– В этом году фестиваль «Архстояние» пройдет с 23 по 25 июля. Чем удивите на этот раз?

- Программа этого года построена вокруг темы «Личное», цель – осмысление того состояния встречи с собой, которое многие пережили, оказавшись на карантине вне социума. Фронтмен фестиваля – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов представит концептуальный дом «Русское идеальное», цилиндрический объект идеальной формы. Художник Владимир Наседкин при поддержке Музея AZ сделает объект «Пьяный забор». Никола-Ленивец, как известно, место без заборов, а этот будет настолько вычурным, что из функционального превратится в концептуальный объект. Мне очень нравится большая инсталляция «Непроходимая чаща» молодых художников Василисы Прокопчук и Евгения Брагина, которая связана с темой инклюзии. Этот кинетический и тактильный объект представляет собой подвешенные жерди из ореха, через которые надо пройти. Этот же объект, но частично, будет представлен на первом фестивале паблик-арта на Красной площади, который пройдет с 1 июля по 31 августа у стен ГУМа.

Отдельно хочу отметить музыкальную программу. В этом году она будет очень сильная и под нее мы специально создаем пространства, где происходят концерты – всего пять сцен.