Страх налицо, его просто невозможно не заметить: его приметы – это и поток репрессивных законов (один даже – с обратной силой, дело совершенно небывалое), и, собственно, сами репрессии против независимых политиков, заявивших о намерении участвовать в выборах. Вне зависимости от их реальной популярности и шансов на победу.
Гадать не о чем, нужно просто следить за словами: представители власти сказали уже достаточно, чтобы стало понятно, кого они на самом деле боятся. Нет, не реальной оппозиции. Вернее, не реальной оппозиции самой по себе.
Ну, вот, например, главная по выборам, председатель ЦИК РФ Элла Памфилова: «Уже инициирована кампания против трехдневного голосования. Она полностью провалилась, поскольку никто не поддержал. Мы опираемся на народ, на мнение общественное, у нас обратная связь. Они даже 50 тыс. не набрали сторонников отмены многодневного голосования».
Здорово, конечно, что трудящиеся пишут письма поддержки не только Валентине Терешковой, но и Элле Памфиловой тоже. Однако подождите, это еще не ключевые слова. Ключевые вот: «Несмотря на это, информационная кампания из-за рубежа продолжается. И они будут продолжать наращивать пропагандистскую кампанию, направленную на дискредитацию выборов в России посредством создания разного рода фейков».
Это просто сравнительно свежий товар, причем от продавца, который прямо отвечает за организацию и проведение выборов. Аналогичные цитаты легко найти и у консервативного Патрушева, и у либерального Медведева.
Итак, итог – опасаются они «кампании из-за рубежа», «нечестной игры Запада», «вмешательства извне». Именно от этих неприятностей они пытаются защититься. Оппозиция внутри этой схемы не самостоятельный актор (чуть ниже об этом еще поговорим). Никакой самостоятельной оппозиции внутри их картины мира не бывает и быть не может. Оппозиция – не проблема, а признак наличия проблемы, не болезнь, а симптом. Если у вас пропало обоняние – значит, вас догнала модная болезнь. А если у вас в стране завелась оппозиция – значит, Запад строит козни, не дремлет Сорос, бдят Рокфеллеры. Хотя, возможно, Ротшильды.
Вообще, не будем забывать, что дело мы имеем с людьми, мыслящими по-средневековому. Средневековому мышлению свойственен символизм, оно всюду прозревает знаки. Кот означает похоть, пеликан – Христа, Навальный – намерение США вмешаться в российские выборы.
Слово хозяина
Но если Памфилова для вас не авторитет, то и в речах самого главного государственного человека страны легко обнаружить следы все того же страха. Примеры тоже совсем свежие. Вот президент встречается с депутатами. Или прощается, тут как посмотреть: депутаты свой срок отбыли, некоторую ротацию кадров даже российская избирательная система предполагает, после выборов в Думу вернутся не все. Президент добр – благодарит за сотрудничество, хвалит за ударную работу в период пандемии, много говорит о необходимости провести честные и прозрачные выборы.