Фото: Bundesarchiv
Рано утром 22 июня 1941 года советско-германская граница взорвалась грохотом боя: немецкая артиллерия и авиация обрушили свои удары на советские пограничные позиции, за считанные часы уничтожив почти полторы тысячи советских самолетов. Тем временем германские бомбардировщики наносили удары по советским военным базам и городам от Севастополя до Киева. Вскоре границу пересекли три миллиона немецких солдат: началось крупнейшее вторжение в истории человечества.
Но историческая уникальность события заключалась не только в этом, пишет американский историк Иэн Она Джонсон в свой новой книге «Сделка с дьяволом. Советско-германское сотрудничество и истоки Второй мировой войны» (только что вышла по-английски в издательстве Оксфордского университета): никогда еще два будущих противника не тратили столько сил и времени на то, чтобы вооружить друг друга.
Немецкие солдаты вступали в Советский Союз, обутые в резиновые сапоги, сделанные из каучука, импортированного из СССР. Сталь их оружия содержала хром, марганец и никель, добытые в СССР. Автомобили вермахта работали на бензине советского производства. Немецкие танки и самолеты были сконструированы с учетом инженерно-испытательных работ, проведенных в Советском Союзе, а ключевые узлы большинства военных машин были первоначально обкатаны на советских полигонах.
Виднейшие немецкие военачальники были прекрасно знакомы с Красной Армией, поскольку многие из них сами жили, учились и работали в СССР – в том числе Хайнц Гудериан, Эрих фон Манштейн, Вильгельм Кейтель, Вальтер Модель и еще около сорока генералов.
По другую сторону линии фронта ситуация была почти аналогичной. Трое из пяти маршалов Советского Союза, командовавших Красной армией в 1941 году – в том числе нарком обороны Семен Тимошенко, – учились вместе со своими будущими противниками. В целом немецкие преподаватели в советских военных академиях помогли обучить тысячи советских офицеров.
Техника, которую Красная Армия будет использовать в борьбе с немцами, в значительной степени была построена на основе немецких разработок, а в некоторых случаях это были просто советские версии немецкого оборудования, произведенные по лицензионным соглашениям с немецкими фирмами задолго до начала войны.
Во многих советских танках, самолетах и военных кораблях использовались двигатели немецкой конструкции, а другие системы вооружения разрабатывались на заводах, которые финансировались немецкими фирмами, были построены или оснащены немецкими инженерами, а иногда и работали на угле, доставленном из Германии.
Иэн Она Джонсон (Ian Ona Johnson) – американский военный историк, профессор Университета Нотр-Дам (Саут-Бенд, штат Индиана). К выходу книги профессор Джонсон опубликовал авторецензию на свою новую работу на портале History News Network (исторический журнал Университета Джорджа Вашингтона). С любезного разрешения журнала публикуем перевод этой колонки.