Отто фон Бисмарк, 1895 год. Фото: Kein Autor

Отто фон Бисмарк, 1895 год. Фото: Kein Autor

Чеканная формулировка о «превращении войны империалистической в гражданскую» навеки принадлежит Ленину, но авторские права на саму идею вполне могли бы предъявить и другие политики. К примеру, канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк, ровно 150 лет назад давший старт «культуркампфу» – борьбе за культуру в буквальном переводе. Или войне с католическим меньшинством, если называть вещи своими именами.

Германская империя, провозглашенная в январе 1871 года после победы над Францией, по факту была федерацией монархий со становым хребтом в виде Пруссии. Но если разная «мелочь» вроде Мекленбурга или Брауншвейга почти бесследно растворилась во Втором рейхе, то юг во главе с Баварией – самой крупной после Пруссии – имел четко выраженные региональные особенности. Во-первых, тут в основном господствовал католицизм. Во-вторых, здесь далеко не всем нравилась «руководящая роль», которую по факту получила в союзном государстве Пруссия. Юг стал электоральной вотчиной католической партии Центра – ведущей оппозиционной силы в рейхстаге.

И не успели стволы пушек остыть после франко-прусской войны, как Бисмарк объявил католицизм скрытой формой сепаратизма. Вдруг южане сговорятся с жаждущей реванша католической Францией? А тут еще в 1870 году Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы, таким образом католическое духовенство и его паства становились, по мысли канцлера, агентами неподконтрольного Берлину иностранного влияния, получив помимо своего императора еще и внешний источник непререкаемого авторитета.

8 июля 1871 года по распоряжению Бисмарка был упразднен комитет Римской католической церкви в прусском Министерстве культуры. Это стало первым залпом культуркампфа.

«Двушечка» за проповедь и экзамен на «немецкость»

В этой войне Бисмарк поначалу смог опереться на широкую коалицию во главе с национал-либеральной партией – ведущей политической силой страны. Либералы считали, что церковь – отживший свой век институт, которому нет места на современной общественной сцене. Иначе, пугал канцлер, «мы имели бы вместо сплоченного государства два параллельно функционирующих рядом друг с другом государственных организма».

Вслед за упразднением комитета по делам католиков в газете «Кройццайтунг» появилась инспирированная Бисмарком статья, призывавшая правительство жестко ответить на «агрессию» антинациональной раскольнической партии. И шестеренки завертелись, в 1871–1875 годах рейхстаг наштамповал более 20 антикатолических законов.

Первыми стали поправки к уголовному кодексу: отныне священнику, «который при выполнении профессиональных обязанностей делает государственные дела предметом публичных обсуждений перед толпой, ставя под угрозу общественное спокойствие», грозило до двух лет тюрьмы. Затем в Германии были запрещены католические ордена, включая Орден иезуитов, а «Закон о надзоре за школами» поставил все учебные заведения, многие из которых раньше опекались церквями, под государственный контроль.