
Леонид Брежнев на торжественном собрании, посвящённому Международному женскому дню. Рядом сидят В. В. Николаева-Терешкова и Р. Ф. Дементьева.Фото: РИА Новости / wikipedia.org
Не говори мне про застой,
Не береди больную душу…
(здесь и далее цитируется «Застойная песнь» (1989) Игоря Иртеньева)
«Застой» придумали в штабе Михаила Горбачева для доклада XXVII съезду. Такого рода словечками дискурс власти порождал и упразднял реальность, хорошее и плохое. «Застой» – это разоблачающее имя того, что прежде называли «развитой социализм». Последний термин – образец эвфемизма, названному остро недоставало как развития, так и социализма. Впрочем, термин был вежливый, дань идеям прогресса и развития отдавалась, причем с сожалением о них. «Застой» же физиологичен, пахуч и липок. Его первый, заготовленный для «красных» смысл экономический, позволяющий понять застой как временное и техническое затруднение. Второй смысл припасен для «белых», и, смотря по умонастроению, в застое воплощены либо историческое фиаско всего советского проекта, либо несбывшиеся надежды уже не на коммунизм, но на «социализм с человеческим лицом». «Застой» звучит отчасти и примирительно, образ жестокого и преступного тоталитарного строя снижается и смягчается путем подмешивания к нему маразма и скудоумия, как будто бы могущих его ослабить и извинить. Наконец, «застой» запускает ассоциации, приводящие к теме старости.
Старое и неустаревающее
Советский строй разрушился не потому, что в эпоху пышных похорон одни старики не без удовольствия возили на лафетах других стариков. Да и не так уж стары были советские начальники, да и не все. Сущность исторического молодого и старого не связана с возрастом, она раскрывается в способности вещи быть тем, в чем мы видим ее цель и ценность. Их частичная или полная утрата фиксируется метафорами устаревания и смерти применительно к личностям, характерам, предметам, идеям, знаниям, переживаниям, отношениям и, среди прочего, к политическим режимам.
Не говори мне про застой,
Про то, что Брежнев в нём виновен…
Есть вещи, которые не бывают молодыми или старыми. Во-первых, это мир природы, т. е. то, что существует само по себе и вне связи с человеком. Если такая связь есть, как, например, связано со мной мое тело, то, вопреки его материальному и биологическому характеру, я придаю ему смысл в рамках представления о человеке как существе мыслящем и в этом качестве готовом жить вечно. Слабое, болеющее и стареющее тело – это, прямо скажем, препятствие для полноценной жизни, так что нет ничего естественнее трансгуманизма: то ли мое Я надо научиться пересаживать из тела в тело, то ли мое тело следует модернизировать, чтобы оно перестать болеть, стареть и умирать. «Транс»-версия появляется у всего природного, если мы начинаем видеть в нем возможность быть нам еще более полезным.
Это абсолютно постановачная фотография. Мужчина в рубашке и брюках в своей квартире - бред, только треники и майка, в лучшем случае в футболке, или старой рубашке навыпуск. Супруга должна быть в халате. Сына оставим в покое, в принципе мог быть такой. Но семья явно сидит перед выходом в театр/музей/ресторан. Может ждут гостей (жена должна быть на кухне). Но даже это не оправдывает того, что они в ОБУВИ! Дома только тапки, для гостей тоже. Кстати никто не смотрит телевизор, это как фон, в принципе правдоподобно (хотя Брежнев был не кровожадным/мстительным руководителем).
А там внизу написано "РИА Новости", не заметили? Это же не "домашняя фотография" - люди специально позировали. Но жуткая убогость жизни "простого советского человека" тут показана очень хорошо (хотя, конечно, это вовсе не имелось в виду, скорее наоборот - вот, мол, и телевизор есть, жизнь удалась...)
Весь ужас советской жизни в ее обыденности и неизменности. В ней гнило всё. Это описал Ерофеев в поэме "Москва - Петушки".
А фотография напомнила мне песни Владимира Высоцкого
"— Ой! Вань! Гляди-кось, попугайчики!
Нет, я, ей-богу, закричу!..
А это кто в короткой маечке?
Я, Вань, такую же хочу.
...
— Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Всё, Зин, обидеть норовишь!
Тут за день так накувыркаешься…
Придёшь домой — там ты сидишь!
.
Ну, и меня, конечно, Зин,
Всё время тянет в магазин,
А там — друзья… Ведь я же, Зин,
Не пью один!"
.
и Александра Галича
"И сидим мы у стола с нею рядышком,
И с улыбкой говорит товарищ Грошева:
— Схлопотал он строгача — ну и ладушки,
Помиритесь вы теперь по-хорошему!
.
И пошли мы с ней вдвоем, как по облаку,
И пришли мы с ней в «Пекин» рука об руку,
Она выпила дюрсо, а я перцовую
За советскую семью образцовую!"
Бесконечная пошлость и ханжество, видимо, и есть та скрепа, на которой наша власть держалась тогда и сейчас держится.
Впрочем, была еще и любовь, о которой спел Высоцкий в "БАЛЛАДЕ О ЛЮБВИ"
"Но многих захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько не зови…
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви…
.
Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах.
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья…"
Так мы и жили между грязью повседневности и высокой любовью.
Интересное фото:
- рабочий похож на баритона какой-нибудь филармонии, жена работает там же актрисой, оба одеты так, будто собираются в хороший ресторан;
- квартира по идеальности чистоты и мебели, а также отсутствию балконной двери - это скорее похоже на номер в очень хорошей гостинице, чем на среднюю квартиру, где всё было кучненько- мебель, какие-то вещи, не поместившиеся на антресолях...,
- и, наконец, самое честное - на экране сам Л.И. докладывает что-то судьбоносное, но никому нет дела - каждый занят своими делами...
Гм. Дешевый телевизор, дешевая мебель, дешевые игрушки у ребенка... Номер в "очень хорошей" гостинице? Баритон в "какой-нибудь" филармонии? Актриса в той же филармонии? Ну-ну.
А что же делает "актриса" в филармонии, интересно? Играет на каком-нибудь музыкальном инструменте? Или поёт? Ну если поёт, то она называется не "актриса", а "певица", нет?
Ну и, наконец, идти в таком виде в ресторан, да еще и хороший... Скорее уж в столовую.
В общем, комментарий очень смешной получился.
😄😄😄
Лучше было бы иртеньевский стишок весь напечатать - в нем все есть, что в статье, только поярче и убедительней.
Семья рабочего в выходной день вот так, прямо в обуви, и ходила по хате?
По мне, кто не идёт вперёд, тот идёт назад.
Процветает - значит что-то делает?
Жизнь - бегущая дорожка.
Если идёшь - то хотя бы останешься на месте.
Остановился - полетел назад, и ушиб жопу.
А дальше можно лежать, потирать филейное место и плакать, что большинство и делает, а можно сделать выводы.
Железно.