Городская клиническая больница №15 имени О.М. Филатова, где оказывают помощь пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Городская клиническая больница №15 имени О.М. Филатова, где оказывают помощь пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Совместное расследование «Холода», «Медиазоны» и «Медузы» (последняя внесена в список иноагентов) говорит, что в регистре Минздрава, созданном для отслеживания числа заболевших коронавирусом, уже больше 29 млн записей – в пять раз больше, чем официально сообщает оперативный штаб.

За расследование можно благодарить, кстати, не только Сергея Шпилькина (физик, аналитик данных, известный разоблачениями выборных фальсификаций), но и Сергея Собянина (мэр, известный введением в Москве QR-кодов для похода в ресторан тех, кто привился или переболел ковидом). Московские QR-коды были масштабированы Минцифрой на всю страну, их связали с регистром Минздрава и стали присылать через Госуслуги гражданам сертификаты о том, что они переболели. На основе уникальных номеров в регистре, содержащихся в сертификатах, и построено расследование – авторы предположили, что номера выдавались последовательно.

К расследованию есть вопросы, возможно, не все 29 млн болели ковидом, возможно, нумерация в регистре не сплошная и т.д. Но это вопросы расследователей к расследователям. Материал вышел 20 июля, за два дня не появилось никаких содержательных комментариев со стороны Минздрава. Дмитрий Песков в общем тоже сказал лишь, что информация о заболеваемости не скрывается и публикуется.

Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин пишет, что с начала пандемии «российским Правительством / Минздравом / Оперштабами не опубликовано ни одного набора данных, относящихся к COVID-19. Все, что есть, было собрано активистами с сайтов вроде стопкоронавирус.рф, из поисковой выдачи поисковых систем, по другим косвенным признакам».

Не то чтобы россияне до этого как-то особенно доверяли имеющейся статистике по ковиду. О ее странностях и явной подгонке под нужные результаты много писали и в прошлом году, и в этом. В нынешнем расследовании интересен скорее путь, которым данные становятся публичны (хотя они и неполные, и возможно неверная интерпретация) – а именно любимая чиновниками цифровизация. Оказывается, что «цифра» – опасная вещь, в ней содержится слишком много информации, которую при желании легко добыть. Так что не зря Собянин так быстро отменил коды в Москве.