Вокруг поступка школьника Никанора Толстых из Воркуты — целая полемика с участием больших государственных деятелей. Если вы вдруг не в курсе (во что поверить, конечно, затруднительно), случилось следующее.
Первого сентября президент РФ Владимир Путин провел для одаренных детей, которых собрали во владивостокском центре «Океан», открытый урок. Поскольку Владимир Владимирович — не только президент, но еще (это общеизвестно) и самый выдающийся историк современности, взглядами на важность изучения истории он тоже поделился. «Чего Петр Первый Семилетнюю войну учинил? Ну чего он со шведами там семь лет воевал? И вообще, битва под Полтавой… Вы представляете, где Полтава, да? Где Швеция, а где Полтава? А решающая битва между армиями Петра Первого и Карла Двенадцатого состоялась под Полтавой. Извините, ни фига себе. Чего это там все делали под этой Полтавой? Это же все имеет значение. Это нам позволит использовать эти знания прошлого для лучшего понимания сегодняшнего дня и принятия решений, которые повлияют на будущее».
Вот тут-то слово и взял Никанор Толстых, вежливо сообщивший президенту, что та война называлась Северной, а не Семилетней, и длилась, кстати, 21 год.
Второй день кипит дискуссия, директор воркутинской школы, где учится Никанор Толстых, заявила, что это все — «сочетание молодости, когда еще существует недостаток общения с людьми, занимающими положение в обществе, и здоровых амбиций, которые позволили Никанору достичь определенных результатов», а также — что молодым людям присуща «определенная наглость», и что сама она никогда бы не решилась делать замечания президенту. А вот его учительница, наоборот, школьника похвалила: «Я считаю, что он молодец. То, что он поправил президента, говорит о том, что ребенок не может скрыть что-то неправильное и в принципе не будет врать, есть такая безбоязненность». В общем, дело уже до пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова дошло, и он за Никанора заступился: «Это абсолютно нормальная ситуация, и ребенок — молодец, и мы надеемся, что никто его критиковать не будет».
А мы надеемся, что ведущие воскресных информационных шоу не обнаружат связей Никанора с бандеровцами, навальнистами и Госдепом. Пусть учится.
Но до того случился на встрече, пожалуй, еще более показательный казус: десятилетний Егор из Бурятии попросил президента подписаться на свой Youtube-канал «Красная вилка». Вождь не на шутку растревожился: «А что нужно подписать? Егор, что надо подписать? Подписать что нужно? Я не понял, что я должен подписать?»
«YouTube — это социальная сеть такая», — с присущей детям непосредственностью объяснил Егор. В конце концов, президента удалось успокоить. Не исключено, что теперь распечатки материалов канала «Красная вилка», распространяемого посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», будут каждое утро ложиться на стол Владимиру Путину.
Что я должен подписать, Егор?
Честно говоря, особого желания позлословить нет, и оговорка с Северной войной не такая уж существенная (особенно если не вспоминать, что допустил ее автор глубоко фундированных трудов, на века опередивших время и определивших вектор развития отечественной исторической науки). И в том, что у кадрового офицера советских спецслужб, чьи представления о правильном мироустройстве остались где-то на уровне 70-х годов ХХ века, не так уж много общих тем для бесед с людьми, родившимися и выросшими в веке XXI, тоже удивительного мало.