
Пекин. Фото: Unsplash.com
Несколько лет назад ко мне обратился один российский бизнесмен с просьбой помочь прояснить ситуацию в работе совместного предприятия, которое его компания создала с китайским другом.
Предыстория выглядела так: этот человек (назовем его Илларион) был (а, может, и сейчас является) соучредителем довольно крупной компании. Помимо него, в компании было еще два акционера, доля Иллариона была 10%. Изначально компания работала в сфере строительства в одном из регионов.
Дела шли неплохо, партнеры заработали серьезные деньги и решили не останавливаться на достигнутом. Расширяться в своем регионе было уже особо некуда, идти в другие регионы не очень хотелось, поэтому было решено попробовать наладить бизнес в Поднебесной. Китай был выбран, исходя из ряда преимуществ: налоговые льготы, дешевая рабочая сила, быстрый оборот капитала, доброжелательность местных властей.
Идея бизнеса была в том, чтобы покупать в России один вид сельскохозяйственного сырья, доставлять его в Китай, обрабатывать и продавать как готовый продукт на китайском рынке.
Прямо сказка о восточном мудреце и Иване-дурачке. Гулять за счет своей компании, воспринимая это как подарок - это сильно.
А можно ли работать в Китае без китайских партнёров?
Можно, если открыть там свою компанию и работать с конечным потребителем Ваших услуг и товаров напрямую.
У меня вопрос к Константину Николаевичу: встречались ли в Вашей практике честные в "европейском" смысле китайские бизнесмены ?
Конечно, встречались. Если проект простой, то разрабатывать многоходовую комбинацию не имеет особого смысла. Если речь идёт о торговле, то могут применять то, что называется маркетинговыми ходами. Хотя ситуации бывают разные. Рекомендую почитать книгу "Плохо сделано в Китае" Пола Мидлера.
Та ещё стратагема. Обычное воровство, сговор и шантаж