Зачатие праведной Анны. Икона XV века. Музей Реклингхаузен, Германия.

Зачатие праведной Анны. Икона XV века. Музей Реклингхаузен, Германия.

Богоматерь — средоточие связи человеческого и божественного, которая и есть основа христианства. А потому образ богородицы ключевой для христианства как западного, так и восточного, как русского, так и европейского.

Мы уже писали о том, как в русской православной традиции изображали саму Богоматерь. Про величественный образ Богоматери Одигитрии, про полный любви, человечности и сострадания образ Богоматери Елеусы, про Богоматерь— заступницу из Деисуса, про Богоматерь Знамение, про «Нерушимую стену» — Богоматерь Оранту, про «Неувядающий свет». Но кроме непосредственно образа Богородицы есть еще очень значимый и обширынй корпус сюжетов-праздников, связанных с ней. И первым среди таких сюжетов, разумеется, является ее рождество.

Рождество Богородицы входит в число двунадесятых праздников — двенадцати важнейших после Пасхи праздников в русской православной традиции. А значит, изображение этого события регулярно создавалось для праздничного чина иконостасов. Более того, икона с Рождеством Богородицы как бы открывает этот цикл и часто стоит первой в праздничном чине. Не потому, что Рождество Богородицы находится ближе всего к Пасхе, а потому, что является первым в хронологическом ряду событий, — собственно, христианская история с этого и начинается. Кроме того, русский календарный год до календарной реформы Петра I начинался 1 сентября (по юлианскому календарю), а празднование Рождества Богородицы приходится на 8 сентября, то есть и в календарной системе этот праздник тоже был первым. Ну и наконец, традиционно в большинстве регионов России к этому дню крестьяне завершали основные полевые работы: жатву, вывоз хлеба в овины, уборку льна. То есть в народном календаре этот праздник совпадал с праздником урожая, что усиливало его значимость в народном религиозном сознании. Из всего вышесказанного можно сделать несложный вывод: Рождество Богородицы рисовали в России много и повсеместно. Попробуем разобраться, как это делали и какие идеи стоят за разными вариациями канонического изображения первого события христианской истории.