Новое громкое дело в российских вузах — задержан и отправлен под арест (правда, домашний) ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») Сергей Зуев. Он подозревается в хищении 21 млн рублей, выделенных из бюджета несколько лет назад на федеральную программу «Учитель будущего». Задержан в больнице, где лежал с гипертоническим кризом.
Зуев стал новым фигурантом дела Марины Раковой — бывшего заместителя министра просвещения (после ухода из министерства Ракова работала вице-президентом Сбербанка, уволена после того, как стало известно об уголовном деле). В качестве замминистра, как гласит официальная версия, Ракова добилась распределения грантов в «Фонд новых форм развития образования», который сама же раньше и возглавляла и где руководителем остался ее гражданский муж (он тоже арестован), и вот этот фонд уже привлек к исполнению работ «Шанинку». Госконтракты то ли не были выполнены, то ли были выполнены плохо (путано объясняют источники в силовых органах), есть версия, что их вообще расторгли по инициативе заказчика, но деньги за них перечислены, а отчеты сфальсифицированы; всего под руководством Раковой якобы было похищено более 50 млн рублей, вузу из них достался 21 млн. Кстати, иноагент «Медуза» выяснила, что в основе дела против Раковой — экспертиза, проведенная в Российской академии образования, которую возглавляет Ольга Васильева, бывший министр просвещения и прямой начальник Раковой. Такие вот новости образования.
В общем, довольно привычный уже сюжет — государство на что-то выделяет деньги, потом обнаруживает (или ему кажется, что обнаруживает), что эти деньги потрачены как-то не так, становится недовольным и возбуждает уголовное дело. Нечто похожее мы видели, например, относительно недавно в деле режиссера Кирилла Серебренникова, но даже если брать ректоров вузов, то таких случаев в стране вполне достаточно — экс-ректор ДФУ Сергей Иванец, допустим, получил в 2019 году семь лет по делу о присвоении около 20 млн рублей за фактически невыполненные работы.
Тем не менее, кроме официальной причины здесь есть и другая, неформальная, но, кажется, вполне заслуживающая внимания. Ее с удовольствием эксплуатируют сейчас лоялистские СМИ вроде «Известий» — дело, конечно же, в политике. «Шанинка» ведь так называется потому, что основана британским социологом Теодором Шаниным (он был первым ректором школы, а затем ее президентом до своей смерти в 2020 году), то есть с самого начала была вузом российско-британским, на протяжении многих лет получала гранты международных организаций, в том числе таких как Фонд Макартуров или «Открытое общество» Сороса, которые сейчас признаны в России нежелательными. Было это тогда, когда было разрешено — но во времена репрессий закон ведь может иметь обратную силу. Как считают провластные комментаторы, в таких «либерально заточенных» вузах молодежь учат на западный манер, то есть воспитывают оппозицию, в этом-то все и дело. Это, конечно, не версия, но именно что подсказка, своего рода подмигивание читателю — мол, ну вы же понимаете, что не коррупция тут причиной, тут угроза нацбезопасности, в центре Москвы открыто работала чуть ли не американская разведшкола, ну вот сейчас и раздавят очередную гадину.