«Дамское счастье», Эмиль Золя
Может ли художественный роман, написанный в 1883 году, научить нас сегодня ведению бизнеса? Как ни парадоксально – да. Основы создания и продвижения успешного магазина Эмиль Золя легко и непринужденно изложил в своем романе «Дамское счастье» сто с лишним лет назад.
Действие романа разворачивается в Париже, в пору активного ремесленничества и обилия семейных лавок, торгующих тканями, платками, кружевом, зонтами. Над этими существовавшими веками самобытными островками торговли нависает угроза в виде предприимчивого господина Муре. Муре задумал открыть «Дамское счастье» – огромный магазин, готовый предложить своим покупательницам все удовольствия в одном месте – и ткани, и перчатки, и белье, и готовые платья… Лавочники восстают против этой «клокочущей машины», подминающей под себя их крохотную торговлю, и борются в буквальном смысле до последнего.
Если опустить любовную линию романа, то получится чистейшей воды руководство по созданию и продвижению универмага. Господин Муре планомерно выстраивает свою империю, все сильнее привязывая к магазину покупательниц.
Налицо все современные системы мотивации персонала: продавцы имеют процент от продажи, сотрудники, проверяющие правильность расчетов, получают свои деньги за каждую найденную ошибку, продавщиц обеспечивают всем, лишь бы они больше времени проводили на работе – столовая, парикмахерская, жилье внутри магазина.
Муре не устает выдумывать все новые и новые фишки: прообраз современного директ-маркетинга в виде рассылки каталогов с кусочками-образцами тканей по всем модницам Парижа, шикарные тематические базары, становящиеся целым событием для всего города, пирамиды из зонтов и перчаток для оформления магазина, демпинговые цены на шелк, побуждающие покупательниц прикупить к нему дорогостоящее кружево. Талантливый бизнесмен придумал запутанное расположение отделов, благодаря которому на пути к цели женщины вынуждены пройти еще пять отделов, не оставляющих никакого шанса выйти без покупки. А для самых стойких и сомневающихся последняя капля – возможность вернуть вещь в любой момент, если она не понравится. Но кто, скажите мне, сможет дома расстаться с чудесным атласным шелком или парой новых перчаток? Можно перечислять находки бесконечно, но ясно одно – роман полон идеями и крючками, на которые легко поймать покупателя.
Золя запечатлел, ни много, ни мало, смену эпох в торговле: одна за другой крошечные лавочки умирают под натиском предпринимательского таланта и требований современной жизни, наблюдение за этим процессом – довольно увлекательное занятие.
«Дамское счастье» – как раз тот случай, когда в классической литературе можно почерпнуть полезные практические идеи. Такой комплексной системе развития магазина позавидует любой профессиональный маркетолог.
Эмиль Золя: руководство по созданию и продвижению универмага
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет