Vivaldi Technologies
Норвежский предприниматель Йон фон Течнер в 90-х создал один из самых популярных в мире браузеров Opera. В начале 2000-х он вынужденно отошел от управления компанией, переехал в США и стал инвестировать в американские, норвежские и исландские стартапы. Но потом решил вернуться на родину, чтобы вместе со старой командой развивать свой браузер Vivaldi со встроенной защитой от цифровой слежки и блокировщиком рекламы. О причинах заката браузера Opera и собственных стратегиях инвестирования Йон рассказал в интервью «Деньгам».
— После получения диплома университета в 1991 году вы несколько лет работали в норвежской компании Norwegian Telecom Research как научный сотрудник. Почему вы решили перейти из науки в бизнес?
— В самом начале карьеры, когда я был ученым, мы работали над разными технологиями, в том числе переводили документы в html. Мы создали первый веб-сервер в Норвегии. Полагаю, что он был одним из первых 100 серверов в мире.
Затем, через полгода разработок и исследований в компании Telenor, где я работал, мы поняли, что можем создать собственный браузер. Тогда компания не была готова взять под крыло эту разработку. Поэтому нам предложили самостоятельно развивать собственные технологии. Судьба подарила нам шанс основать компанию.
У нас был выбор: заняться своим бизнесом или продолжать работать в крупной надежной компании. Выбор не начинать собственное дело был более пугающим, потому что в таком случае пришлось бы бросить все, что мы создали. У нас был стартовый капитал $7 тысяч — это минимальный необходимый капитал для основания компании в Норвегии, и в течение примерно пяти лет у нас не было дополнительных инвестиций.
— Почему было сложно привлечь инвесторов эти пять лет?
— Желающих вложиться в компанию было много, но мы, ее руководство, не хотели этого. Через пять лет компания была более заинтересована в росте и, соответственно, привлечении инвесторов. Примерно в то время к нам обратилась компания, которая была готова вложить большую сумму в развитие.
Им была особенно интересна разработка браузера для мобильных устройств. Хотя в целом в мире сначала было недоверие к тому, что маленькая норвежская компания может конкурировать с мобильными разработчиками. Но в итоге именно технологии мобильных разработок больше всего привлекли к нам инвестиции.
— Вы сказали, что были маленькой компанией. Сколько у вас было сотрудников в начале?
— Всего двое. Потом каждый год мы росли в два раза, то есть четыре на второй год, восемь — в третий и так далее. Через пять лет число сотрудников увеличилось где-то до 100 человек.
— Были ли критерии, по которым вы выбирали инвесторов?
— С нами были готовы работать очень многие компании, в том числе такие известные, как Nokia. По разным причинам партнерства не случились, и мы решили работать с венчурными инвесторами.
«То, что мы создавали 17 лет, хотели выбросить на помойку»
— Вы работали в компании в течение 15 лет. Какие сложности и достижения вы можете выделить за этот период?
— Я горжусь тем, что мы создали браузер, число пользователей которого превышало 350 млн человек. Во многих странах мы были браузером номер один для настольных компьютеров. В том числе в России, Белоруссии, на Украине. У нас были отличная корпоративная культура и взаимодействие с пользователями. Я этим горжусь.
Неудачи связаны с работой с инвесторами. В 2004 году, когда стали прибыльными, мы провели IPO в Норвегии, и в этот момент у нас появились «нехорошие» инвесторы. До этого мы работали с венчурными инвесторами, и все было классно, хотя мы и не всегда зарабатывали больше, чем тратили.
Новые инвесторы почему-то не верили, что мы можем создать ещё более крутые вещи и что у нас большое будущее. Их фокус был — продать компанию на пике цены, и это стремление создало очень токсичную и неприятную атмосферу вокруг бизнеса, неприятные процессы внутри компании.
У нас был стабильный рост компании от года к году — от 40 до 60%, и мы верили в продукт. Но наши ценности не совпадали с ценностями новых инвесторов. Что касается венчурных инвесторов, которые были у нас с самого начала бизнеса, то они не хотели продавать свои акции, даже когда компания выходила на IPO, хотя обычно бывает по-другому. Просто они рассчитывали, что компания будет развиваться дальше.
— Можете назвать имена инвесторов, с которыми были проблемы?