Александр Бастрыкин, мыслитель. Фото Антон Луканин/ ИТАР-ТАСС

В итогах прошедшей недели помимо прочего — несколько ярких высказываний больших начальников и близких к ним людей. Известные врачи попытались вразумить граждан, которые с недоверием относятся к вакцинации и QR-кодам, но адресовались почему-то к «антиваксерам» и пенсионерам от политики и шоу-бизнеса. Рассуждавший обо всем сразу — от ЕГЭ до мнимых преступлений рэпера Моргенштерна — глава СК Александр Бастрыкин обратился к адресату, которого сразу и не угадаешь, то же самое можно сказать о министре обороны Сергее Шойгу, обнаружившем очередную попытку переписывания истории (в чем она на этот раз заключалась, министр объяснять не стал). Сравнительно недавно с откровениями о судьбах страны вышел к публике бывший кремлевский политический куратор Владислав Сурков. Большие люди явно хотят кому-то что-то сказать, но получается у них не очень хорошо. Создается ощущение, что беседуют они с пустотой или с какими-то голосами в своей голове.

Авторитетный мыслитель Катя Лель

Как известно из новостей, президентская администрация намеревается перезапустить пиар-кампанию по вакцинации. Следов этой деятельности пока не видно — можно принять за них обращение статусных главврачей (среди которых, например, руководитель Коммунарки Денис Проценко) к странному набору персон, но это случилось, скорее, по правительственной линии. Проходить мимо этого выступления мы не будем — скорее всего, сочиняли текст политтехнологи от власти (разве правительство у нас не власть?), а, значит, письмо отражает воззрения каких-то больших чиновников, попросивших медиков об услуге. Сам текст как образец пропаганды, может, не так и плох — многие отказывающиеся от прививки люди до сих не верят в существование коронавируса и его опасность (я сам таких людей знаю немало). «Приходите в красную зону и уверуйте», — аудитория у такого захода до сих пор есть. Однако обратились главврачи не к ней, а к «антиваксерам», да еще и предельно конкретным. Во-первых, далеко не все антиваксеры отрицают ковид — многие отказываются прививаться по каким-то другим причинам (не верят власти, верят в конспирологические теории о чипировании). Но антиваксер — совсем не обязательно ковидоотрицатель. Во-вторых, врачи написали письмо не к широкой аудитории, а к непонятному набору персонажей, составленному по принципу борхесовской библиотеки.

Тут и единоросс из Госдумы Петр Толстой, и лидеры КПРФ и «Справедливой России» Геннадий Зюганов и Сергей Миронов. К ним добавили звезд шоу-бизнеса — певицу Катю Лель и певца Юрия Лозу, телеведущего Оскара Кучеру, рок-музыканта Константина Кинчева. В итоге депутаты заявили, что они не антиваксеры, а противники обязательной вакцинации (что, в общем-то, скорее правда). Кинчев напомнил, что был в красной зоне, потому что болел ковидом (тоже спорный адресат). Ответы Лель и Лозы (если таковые были) прошли ниже моих радаров, но вряд ли в них было что-то вразумительное, вспомним — тот же Лоза всерьез рассуждает о плоской земле (Лоза заявил, что его заманивают в ковидарий, чтобы заразить и погубить, а Катя Лель назвала себя сторонницей добровольной вакцинации — Republic).

Юрий Лоза, универсальный эксперт. Фото: Pravda Komsomolskaya / Global Look Press

Если бы власть устами главврачей хотела серьезно поговорить с гражданами, которые боятся прививаться, в ход следовало бы пустить другие меры. Например, привлечь ученых с простыми, но аргументированными рассказами о том, как разрабатывалась вакцина, из чего она состоит, как, в самых общих чертах, работает. Вместо этого — приглашение в красную зону для сомнительных персонажей. Скорее всего, молодежь о существовании Лозы, Лель и Кучеры, может и не догадываться. Мало ли персонажей занимали сцену и экран в 80-е и 90-е? Лозу в лучшем случае могут знать как автора смешных комментариев по любому поводу — от футбола до ядерной физики и финансов. Для старшего поколения полупотухшие звезды тоже не авторитет. Зюганов, Толстой и Миронов не самые рейтинговые и популярные политики. Власть захотела в чем-то убедить народ, а вместо этого вступила в неудачный диалог с Катей Лель и Лозой. Письмо главврачей разве что напомнило об их существовании (а для кого-то и открыло эти имена), медики поднялись на уровень артистов, которые не стесняются дремучих позиций.