Стена Цоя в Кривоарбатском переулке Москвы

Стена Цоя в Кривоарбатском переулке Москвы

ru.wikipedia.org

Выставка «Виктор Цой: путь героя», устроенная в московском «Манеже» в честь круглой даты со дня рождения музыканта и художника, наверняка станет блокбастером и соберет солидную кассу. Что не отменяет странности проекта, настолько же неуместного у стен Кремля в сегодняшней реальности, насколько несовместим с навсегда 28-летним Цоем его 60-летний юбилей.

«Асса» и перемены

«Да тут трехкомнатная квартира!» — бросил, проходя мимо инсталляции, изображающей котельную, Сергей Бугаев (Африка). И добавил про кочегарку, в которой было не повернуться. Но нам рисуют образ вымышленного прошлого, и в здешней «Камчатке», придуманной архитектором Агнией Стерлиговой, поместится академический хор.

Пафосная площадка, отданная под выставку, напоминает, как ни странно, о первой, несостоявшейся, премьере «Ассы» Сергея Соловьева (фильму посвящен один из 11 залов экспозиции). Премьера должна была пройти рядом — в «Ударнике» в ноябре 1987 года, но директор кинотеатра испугался неформальной шумихи «под боком Кремля». И где теперь тот директор? Кино в «Ударнике» не показывают уже вечность, кинотеатр давно списан со счетов — не случилось и превращение его в центр современного искусства, обещанное предпринимателем Шалвой Бреусом.

«Ассу» в итоге показали в марте 1988 года в ДК МЭЛЗ, и этот праздник всегда со мной. Неблизкий путь от метро украшали афиши рок-фестиваля, устроенного в честь «Ассы», внутри висели работы «Новых художников», кинопоказы сопровождались выступлениями «Аквариума», «Кино», «Зоопарка» etc. Трудно представить сегодня степень духоподъемности этого действа — мы ждали перемен, о которых в финале «Ассы» пел Цой, и казалось, дождались. Но 35 лет спустя с тоской вспоминаем об обманутых надеждах. И снова ждем — в отличие от авторов выставки: им перемены ни к чему.

Выставка «Виктор Цой: путь героя» в московском «Манеже»

Алена Белова / Пресс-служба выставки «Виктор Цой: путь героя»