«Встреча Красной Армии братьями-белорусами». Крышка шкатулки, Мстёра, артель «Пролетарское искусство», художник В. Корсаков-Хорев, 1939

«Встреча Красной Армии братьями-белорусами». Крышка шкатулки, Мстёра, артель «Пролетарское искусство», художник В. Корсаков-Хорев, 1939

Источник: litfund.ru (Public Domain)

В издательстве Новое литературное обозрение готовится к печати новое издание книги антрополога и теоретика культуры Светланы Бойм (1959–2015) «Общие места: мифология повседневной жизни» (это русский вариант английской книги 1994 года). В центре внимания автора — специфические понятия советской культуры («быт», «мещанство», «пошлость»), на борьбу с которыми было мобилизовано искусство социалистического реализма.

В советской культурной конструкции ни искусство, ни художественная критика не могли быть освобождены от выполнения ключевого партийного задания — прославления тоталитарного государства и воспитания тоталитарного гражданина, «нового советского человека».

При этом от художников и критиков, пишет Бойм, требовалась «невозможная идеологическая виртуозность»: с одной стороны, они должны были «правдиво и искренне» отображать «социалистическую действительность» (то есть лицемерно приукрашивать ее), а с другой стороны — избегать «лакировки действительности» (то есть сделать это лицемерие по возможности органичным). Крен в ту или в другую сторону порицался и влек санкции (во времена Сталина — нередко смертельные), при этом с особым подозрением официальная советская культура относилась к «малым бытовым жанрам» и декоративно-прикладному искусству, всегда готовому «скатиться в мещанство».

Термин «лакировка действительности» берет начало в сталинской критике прикладного искусства и лаковой миниатюры, объясняет автор книги, а история лаковых коробок Палеха и Мстёры вбирает в себя многие парадоксы борьбы за новое искусство, «национальное по форме и социалистическое по содержанию». Об этом — в главе «Лакировка действительности и лаковая коробочка», которую мы с небольшими сокращениями публикуем с любезного разрешения издательства.