It's My City
Проект «Хроники», в ходе которого анонимные социологи пытаются выяснить истинное отношение россиян к войне, опубликовал результаты третьей волны опросов, проведенных с 26 по 30 марта. Исследование позволило выявить наличие «милитаристского» и «пацифистского» ядер в обществе, причем милитаристов примерно в три раза больше. Две группы, разумеется, по-разному оценивают военную операцию. Но социологи обнаружили, что объединяет «ястребов» и «голубей» — и те, и другие в основном негативно относятся к возможности применения Россией ядерного оружия, даже в случае вступления других стран в украинскую войну или военной интервенции на территорию РФ.
«Пацифисты» и «милитаристы»
Всего социологи опросили 1602 человека во всех регионах России методом телефонного интервью. В отчете (есть в распоряжении Republic) говорится, что социологам удалось выделить «милитаристское» (16% выборки) и «пацифистское» (6% выборки) я́дра. Их определили по ответам на вопросы о приоритетах руководства России (спасение экономики или достижение целей военной операции?), о возможном завершении войны (добиваться капитуляции Украины или закончить как можно скорее?) и о желательном сценарии завершения войны (должна ли Украина признать Крым, ДНР/ЛНР и тому подобное). Если по всем трем вопросам респондент давал «воинственные» ответы, его относили к «милитаристам», если «мирные» — к «пацифистам».
«Мы осознанно не включили в эту классификацию прямой вопрос о поддержке / не поддержке «военной операции», поскольку понимаем подцензурность и спорность ответов на него», — сказано в отчете.
Неожиданным может показаться то, что у «милитаристов» и «пацифистов» не так много социально-демографических различий. «Среди «пацифистов» в два раза больше молодых респондентов (18 лет — 34 года) — 37% против 14% в «милитаристах» и, соответственно, больше тех, кто учится, — 8% против 1% в «милитаристах», — говорят авторы исследования. — Также в группе «пацифистов» больше респондентов с низкой оценкой материального благополучия (денег едва хватает на еду, на одежду и обувь не хватает) — 41% против 19% в «милитаристах». Других статистически значимых отличий по социально-демографическим характеристикам нет (мы проверяли отличия по полу, занятости, уровню образования, типу населённого пункта, федеральным округам)».