Коллаж Марии Покровской для Republic

Заголовок, как легко догадаться, есть парафраз знаменитой формулы Теодора Адорно про «Поэзию после Аушвица».

Под «Операцией» в данном случае понимается не хирургическая операция, а та самая «спецоперация», которая в официальной политической риторике означает все то, что вот уже дольше ста дней происходит на территории соседнего государства, то есть Украины.

Еще несколько лет тому назад, узнав из новостей о прошедшей в Украине компании по демонтажу коммунистических монументов, и прежде всего памятников Ленину, я написал:

«Глупо говорить, что снос этих памятников с польских, чешских, эстонских, литовских, грузинских, молдавских, украинских площадей — это антироссийский жест. Если кто-то полагает, что и памятники Ленину и сам Ленин, не закопанный труп которого лежит в самом центре столицы одного из современных государств, претендующего на заметную роль в мировых делах, являются универсальными символами современной России, то об этом остается только сожалеть. Для кого-то, видимо, и являются. Но это скорее их личные проблемы».

И чуть дальше:

«Символами России — и не только современной — являются совсем другие персонажи нашей истории — например, Пушкин. А о том, чтобы где-нибудь сносили его памятники, мне, по крайней мере, ничего не известно. Если бы что-нибудь подобное случилось, я, думаю, узнал бы».

С тех пор прошло не так много времени, а кажется, что целая эпоха. Наступили новые времена и произошли новые события. И вот я узнал и об этом тоже. Узнал, что в каких-то украинских городах снесли памятники Пушкину…