Издательство Corpus выпустило книгу профессора Гарвардского университета, приматолога и антрополога Ричарда Рэнгема «Парадокс добродетели. Странная история взаимоотношений нравственности и насилия в эволюции человека». В ней он подробно и доступно объясняет, почему людям, представителям единого биологического вида, свойственны одновременно и удивительная доброта, и немыслимая жестокость, и как эти качества появились и закрепились в ходе эволюционной истории человечества. А также отвечает на вопрос, обречены ли мы своим эволюционным парадоксом на вечную угрозу насилия.
«Глубокий анализ насилия в человеческой жизни, полный свежих идей и важных данных от наших родственников-приматов, исторических предшественников и современных соседей», — так отозвался о книге Стивен Пинкер. А приматолог Джейн Гудолл охарактеризовала ее как «блестящее исследование роли агрессии в нашей эволюционной истории».
С любезного разрешения издательства публикуем прелюбопытнейший отрывок о том, что люди, как оказалось, эволюционно приспособлены получать удовольствие от убийства незнакомцев, хотя даже сама мысль об этом неприятна и противоречит нашему привычному представлению о человечестве.
Если считать, что люди способны принимать самостоятельные решения, а не только действовать автоматически, возникает вопрос: как эволюционная теория, основанная на фундаментальных различиях проактивной и реактивной агрессии, объясняет существование войн? Склонность человека к межгрупповым убийствам не вызывает сомнения. Говоря словами Ричарда Ли: «Важно отметить, что исторически кочующие охотники-собиратели не чужды насилия. Они сражаются и иногда убивают друг друга». Поэтому, исходя из стандартного допущения, что базовая психология одинакова для всех человеческих популяций, мы должны согласиться с Фридрихом Великим, говорившим: «В каждом человеке живет дикий зверь». Вопрос в том, что выпускает этого зверя на свободу.