Издательство Corpus выпустило книгу профессора Гарвардского университета, приматолога и антрополога Ричарда Рэнгема «Парадокс добродетели. Странная история взаимоотношений нравственности и насилия в эволюции человека». В ней он подробно и доступно объясняет, почему людям, представителям единого биологического вида, свойственны одновременно и удивительная доброта, и немыслимая жестокость, и как эти качества появились и закрепились в ходе эволюционной истории человечества. А также отвечает на вопрос, обречены ли мы своим эволюционным парадоксом на вечную угрозу насилия.
«Глубокий анализ насилия в человеческой жизни, полный свежих идей и важных данных от наших родственников-приматов, исторических предшественников и современных соседей», — так отозвался о книге Стивен Пинкер. А приматолог Джейн Гудолл охарактеризовала ее как «блестящее исследование роли агрессии в нашей эволюционной истории».
С любезного разрешения издательства публикуем прелюбопытнейший отрывок о том, что люди, как оказалось, эволюционно приспособлены получать удовольствие от убийства незнакомцев, хотя даже сама мысль об этом неприятна и противоречит нашему привычному представлению о человечестве.
Если считать, что люди способны принимать самостоятельные решения, а не только действовать автоматически, возникает вопрос: как эволюционная теория, основанная на фундаментальных различиях проактивной и реактивной агрессии, объясняет существование войн? Склонность человека к межгрупповым убийствам не вызывает сомнения. Говоря словами Ричарда Ли: «Важно отметить, что исторически кочующие охотники-собиратели не чужды насилия. Они сражаются и иногда убивают друг друга». Поэтому, исходя из стандартного допущения, что базовая психология одинакова для всех человеческих популяций, мы должны согласиться с Фридрихом Великим, говорившим: «В каждом человеке живет дикий зверь». Вопрос в том, что выпускает этого зверя на свободу.
"Среди людей те, у кого наблюдается повышенная активность хвостатого ядра, с большей готовностью наказывают других." - Вот из-за таких тварей войны и происходят...
Скажу так, вера в лучшее в человеке дает стимулы к жизни. Сильные. Возможно, не всем, но дает. Пинкер да, автор плодовитый, и если бы не эта вера и желание ею поделиться, вряд ли он был бы таким. Конечно, он может в чем-то быть неточен или ошибаться. Как любой другой, - человек не идеален. Но то же можно сказать и о тех, кто больше склонен видеть в людях низменное. Невольное игнорирование фактов, противоречащих вере, - это человеческое. Если на то пошло, то и склонность к насилию в человеке можно считать атавизмом.
По поводу возникновения через несколько сотен лет Мирового государства делается ссылка, которая таинственным образом ведет на статью о кроликах.
Возможно, я ошибаюсь, но я не знаю примера в современной истории, в котором война происходит между двумя демократическими странами. Все войны происходили(ят) либо между недемократическими странами, либо одна из сторон является недемократической страной. При этом, говоря о демократической стране, я, в-первую очередь, имею ввиду страны с регулярно меняющейся властью (Китай сюда не попадает, так как власть сконцентрирована в руках членов Постоянного комитета). В данной главе этот аспект не рассматривается, может, конечно, где-то в книге об этом что-то говорится.
Но, собственно говоря, вот вам рецепт от войн, когда в мире не останется недемократических стран, тогда войны исчезнут.
Индия и Пакистан готовы поспорить.
Про размеры стран - спорно, сто лет назад стран было меньше, а войны были страшнее. А в остальном, интересная статья, спасибо!