Сказать, что Киржач — город, незаслуженно обделенный вниманием, было бы не совсем точно. Киржач, скорее, затерянный город, даром, что от Москвы он всего в двух часах езды на автобусе по Щелковскому шоссе. Вы же слышали выражение «заштатный город»? Так вот, Киржач как раз идеальный пример заштатного города. Тем более, что это не ругательство, а официальный городской статус в дореволюционной России — город, который не является губернским или уездным центром. И именно поэтому сюда надо ехать. Чтобы увидеть не пафосную, спокойную, соразмерную Россию. Ну и в качестве бонуса — как минимум, два шедевра русской архитектуры: Благовещенский собор (ранний (?) XVI век) и церковь Спаса (1656 год) в Благовещенском монастыре.

Киржач. Благовещенский собор. Фото: republic-Север

Город, у которого не срослось

В 1357 году, спустя 15 лет после основания Троицкой обители, Сергий Радонежский предложил реформировать устав монастыря, заменив старый «особожитный устав» (это когда монахи обладают достаточной автономией, в том числе личной собственностью) на общежитный (это когда у монахов все общее). Идея не всеми была воспринята с восторгом, даже брат Сергия Стефан выступил против. В итоге Сергий с учениками покинул стены созданной им обители и отправился искать место для учреждения нового монастыря.

И нашел его на реке Киржач, где основал Благовещенский монастырь. Тут Сергий прожил четыре года, после чего вернулся в Троицу, а управлять монастырем оставил своего ученика Романа (ныне преподобный Роман Киржачский). Собственно, большинство главных русских монастырей были основаны Сергием или его учениками, а Богоявленский монастырь стал первым из них (разумеется, после Троице-Сергиевой Лавры), что довольно быстро сделало его почитаемым и значимым. Вокруг монастыря по мере роста его значимости и богатства образовалась довольно обширная слобода, впоследствии ставшая городом Киржач.

На историю Киржача повлияло и еще одно деяние Сергия Радонежского. После битвы на Куликовом поле Дмитрий Донской попросил Сергия основать в одной из своих вотчин Стромынский монастырь в честь победы над Мамаем. Монастырь был основан и стал местом паломничества московских князей и духовенства, причем паломничества эти совершались также с прицелом на Благовещенский монастырь, находившийся еще в одном-двух днях пути. Так появилась знаменитая Стромынка: дорога из Москвы в Суздаль и Владимир через Стромынский монастырь, Киржач и Юрьев Польский.

Крупный монастырь, важнейший тракт — идеальное сочетание для бурного развития города. Однако в итоге не срослось. Монастырь при Екатерине попал под секуляризационную реформу и был упразднен, Стромынка тоже не долго держалась, как ключевая дорога: уже в XVI веке появляется Владимирский тракт (почти на треть уменьшивший путь во Владимир), который в XIX веке и вовсе стал Московско-Нижегородским шоссе. Ко всему прочему, в 1796 году Киржач утратил статус уездного города, став городом заштатным.

Киржач. Ценральная площадь города с непременной с советских времен головой Ленина. Фото: republic-Север. Собственно эта голова Ленина тоже придает городу то самое ощущение выпадения из истории. Он тут и сейчас смотрится настолько обыденно и бессодержательно, что кажется идеальным антуражем заштатного города.