Задержание Олега Орлова, члена совета ликвидированного Правозащитного центра «Мемориал», вышедшего в антивоенный пикет, 10 апреля 2022 года

Задержание Олега Орлова, члена совета ликвидированного Правозащитного центра «Мемориал», вышедшего в антивоенный пикет, 10 апреля 2022 года

Телеграм-канал SOTA

На Западе сложилось мнение, что граждане России почти поголовно поддерживают действия российской власти в Украине, что все несогласные уже уехали в эмиграцию, а оставшиеся в лучшем случае молчат, в худшем — с удовольствием поглощают продукты жизнедеятельности государственной пропаганды. Поэтому президент Украины советует запретить россиянам выезжать из страны: «Самые важные санкции — это закрыть границы, потому что россияне захватывают чужую территорию. Пусть они живут в собственном мире, пока не поменяют свою философию»; а чиновники Евросоюза обсуждают, что лучше: совсем отменить визы для граждан России или оставить для них маленькую щелочку наружу.

На самом деле ситуация внутри России совсем иная. С 24 февраля в стране ежедневно проходят протестные акции, люди высказывают в соцсетях свое негативное отношение к «специальной военной операции» (так нас заставляют называть то, что происходит уже более полугода в Украине), используя для выражения своей позиции все доступные им средства. Эти выступления и высказывания часто становятся поводом для административного и уголовного преследования. Появились даже новые статьи Уголовного и Административного кодексов, предусматривающие наказание за пацифистские призывы и публикацию данных, не совпадающую с официальными сводками. Российская власть ужесточает законодательство, запрещает свободную прессу, фактически вводит военную цензуру и агрессивно преследует инакомыслящих, но окончательно задавить протест все равно не может.

Бюллетени пацифистов

Состоявшиеся на прошлой неделе выборы, растянутые на три дня, с 9 по 11 сентября, тоже стали поводом для протестов против СВО. Граждане использовали для этого избирательные бюллетени. А полиция, в свою очередь, начала искать авторов таких надписей и составлять на них административные протоколы за «дискредитацию» армии. Несмотря на то, что в России закон гарантирует тайну голосования, суды принимают эти протоколы к рассмотрению, заявляя, что «голосование является публичным мероприятием».

«Медиазона» (включена минюстом в реестр СМИ-иноагентов, ссылка — на материал СМИ-иноагента) собрала примеры таких преследований.

21-летний москвич Лев Карманов 11 сентября проголосовал на избирательном участке № 2043 в районе Северное Чертаново, нарисовав на бюллетене голубя и добавив пацифистскую надпись. На выходе из участка его схватили полицейские, составили на него протокол о «дискредитации» армии, в тот же день Чертановский районный суд оштрафовал молодого человека на 50 тысяч рублей.

В тот же день в Великом Новгороде полицейские задержали Антона Бочанова за антивоенный лозунг на бюллетене, «который было видно в прозрачной урне».

На новгородца составили протокол о «дискредитации» армии и отпустили.

Такой же протокол был составлен на 48-летнюю жительницу Кирова Наталью Рябову

Еще один пример приводит екатеринбургское издание It’s My City. Жительница города Арамиля Дарья 11 сентября пришла на свой избирательный участок, но вместо галочки напротив фамилии одного из кандидатов в губернаторы Свердловской области написала призыв к окончанию СВО. После этого девушка выложила фотографию бюллетеня на своей страничке в социальной сети, а бюллетень опустила в урну. Вечером ей позвонил участковый и заявил, что она должна дать объяснения по поводу того, что было написано в ее бюллетене. Девушка отказалась общаться без повестки, и на следующий день ее вызвали в отделение полиции повесткой. Там на нее составили протокол по статье о «дискредитации» российской армии, по которому ей грозит штраф в 50 тысяч рублей.

Скорее всего, подобных надписей на бюллетенях было гораздо больше, например, сайт «Голос против» опубликовал целую галерею протестных бюллетеней с антивоенными и оппозиционными надписями. В скольких случаях это привело к тому, что полиция начала искать их авторов и составлять на них протоколы, пока неясно.

Сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» (внесено в реестр незарегистрированных организаций-иноагентов) Григорий Мельконьянц говорит, что не может вспомнить случаев преследования избирателей за надписи на бюллетенях в прошлые годы. «Мне на ум только приходит СССР, когда там тоже писали всякое на бюллетенях и потом разыскивали тех, кто это сделал», — замечает Мельконьянц.

Штраф и административный арест за высказывание

Во всех перечисленных случаях речь шла о статье 20.3.3 Кодекса об административных правонарушениях «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования российской армии», которая вступила в силу 4 марта 2022 года, через неделю после объявления Путиным военной спецоперации в Украине. Штраф по этой статье — от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном привлечении за аналогичное правонарушение в течение одного года на человека можно завести уже уголовное дело по статье 280.3 УК РФ.

Недавно принятая статья стала очень популярна у правоохранителей, чуть ли не каждый день по ней кого-нибудь обвиняют. При этом понятие «дискредитация» трактуется максимально широко. В толковых словарях под «дискредитацией» понимается подрыв доверия, умаление авторитета кого-либо или чего-либо. В статьях Административного и Уголовного кодексов о дискредитации российской армии определение этого понятия отсутствует. На практике этот состав правонарушения и/или преступления вменяют за надписи на бюллетенях для голосования, пацифистские публикации, мемы, фото и видео, комментарии в социальных сетях, ношение зеленой ленточки на одежде, демонстрацию флага Украины или плаката, окрашенного в цвета украинского флага, прослушивание или пение украинских песен в караоке или на свадьбе, «молчаливую поддержку» протестной акции, демонстрацию плакатов с любыми надписями, которые могут показаться полицейским или бдительным гражданам «дискредитирующими» и т.д. и т.п.

В принципе, под это определение могут подвести вообще что угодно. Так известного музыканта, лидера рок-группы ДДТ Юрия Шевчука оштрафовали на 50 тысяч рублей по административной статье о «дискредитации» российской армии за то, что на концерте в Уфе он сказал со сцены среди прочего, что «родина — это не жопа президента, которую надо все время целовать». А бывшего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана трижды оштрафовали по 50 тысяч рублей за «дискредитацию» российской армии, поводами стали пост в Twitter, где Ройзман рассуждал о значении букв Z и V, публикация в его Telegram-канале, которая содержала ссылку на пост в Twitter, где упоминалась военная спецоперация на территории Украины, а также видеоролик на YouTube, в котором экс-мэр опять же комментировал эту спецоперацию. Создается впечатление, что российская армия похожа на тургеневскую барышню, которую может вогнать в краску и затем «дискредитировать» любое неделикатное высказывание.