Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В Луганской области мобилизованные россияне массово становятся дезертирами. Очередную историю сегодня рассказало издание «Сибирь. Реалии» со ссылкой на родственников отказников. С их слов, пятерым резервистам из Томской области угрожают уголовным делом. Они ушли из зоны военных действий и уже две недели скрываются в лесу, где жгут костры.

Мать одного из беглецов Елена Солодовникова сообщила, что ее сына мобилизовали 26 сентября, командование обещало, что он будет проходить трехмесячную подготовку в войсковой части Омска. Но через три дня его с товарищами переправили под Ростов-на-Дону, а через неделю — в Луганскую область Украины, где идут интенсивные бои. Везде мобилизованных называли «мясом» и «фаршем». Солодовникова отмечает, что на фронт ее сына отправили без продовольствия и боеприпасов.

В Луганской области томичи попали под минометный обстрел и были вынуждены отступать. «Они шли как пехота, никакой техники не было. Автоматы были, но что они, с автоматами против танков пойдут?», — говорит мать.

По ее словам, командования на поле боя никакого не было: «главным» был назначен такой же мобилизованный в звании сержанта, который не понимал, что делать. В результате резервисты бежали из зоны военных действий и, боясь наказания, уже две недели скрываются в лесу.

Солодовникова и сестры, жены и матери других мобилизованных написали коллективное письмо губернатору Томской области Владимиру Мазуру. В письме родные мобилизованных пожаловались, что те не прошли обещанную военную подготовку, их перекинули в зону боевых действий без командования, боеприпасов и продовольствия. Родные мобилизованных также обратились за помощью к депутату Госдумы от Томской области Татьяне Соломатиной. Они просят дать мобилизованным нормальное командование и отправить их на обучение. Соломатина заявила, что «военные офицеры отказываются работать с дезертирами». От офиса губернатора родным пришла отписка, что обращение принято к рассмотрению.

Ранее о мобилизованных, отказавшихся воевать в Луганской области, рассказывали «Агентство», «Медиазона» и «Дождь». По информации российских СМИ, мобилизованные из Московской области и Воронежа, которых в октябре почти без подготовки бросили под Сватово, решили не выполнять приказы командования после минометных обстрелов и оставили свои позиции. Резервисты ушли в тыл, но их не пустили в расположение части, лишили еды и пригрозили трибуналом. Военные из ЛНР попытались заставить отказников вернуться на передовую под дулами автоматов.

Они получили приказ «без четко поставленной задачи и без необходимого набора вещей для выполнения непонятных задач». Когда мобилизованные отказались, у них забрали оружие и посадили в подвал, откуда позже отправили в военную комендатуру — таких отказников оказалось несколько десятков.

«В военной комендатуре всех посадили в камеру, непригодную для нахождения там людей. Спустя 10 дней нахождения в камере приехали сотрудники прокуратуры и в ультимативной форме предоставили два варианта: идти на передовую или уголовное наказание в виде 10 лет строгого режима», — рассказали родственники призывников.

Теперь дезертиры находятся в так называемом «центре восстановления боевой готовности» — это специальный лагерь для российских военных, пытавшихся уволиться со службы во время войны с Украиной. Через эти лагеря могли пройти сотни россиян.

Стоит напомнить, что с первых дней мобилизации отправленные на фронт резервисты стали попадать в украинский плен. С некоторыми из них выпустил видеоролики на YouTube украинский блогер Владимир Золкин, который общается со сдавшимися российскими военными. Первое подобное видео было опубликовано еще 4 октября в телеграм-канале⁠ «Хочу жить» с 28-летним Михаилом Куликовым ⁠из Орска (Оренбургская область). ⁠Он рассказал, что получил повестку 21 сентября, а через четыре дня уже был в Украине. Призывник заранее стал искать в интернете варианты как сдаться в плен. Еще один пленный мобилизованный — Егор Чеботарев из Липецкой области — в интервью 12 октября рассказал, что его призвали 22 сентября, а 26-го он оказался в Луганской области.