voligamsi.com
Мой старший брат был старше меня на девять лет. Он пережил войну. Он был вместе с мамой в эвакуации, в Уфе.
Он запомнил это время очень хорошо и подробно. Я, например, часто вспоминаю его многократно повторенный рассказ о том, что именно оказалось для него самым вкусным из всего, что ему приходилось есть или пробовать за всю его жизнь. И это «самое вкусное» было тоже связано с войной, с эвакуацией, с Уфой.
Однажды, рассказывал брат, когда ему было лет шесть, соседская девочка пригласила его и еще нескольких мальчиков и девочек из их двора на свой день рождения. По случаю праздника мама этой девочки соорудила торт. Торт был приготовлен из картофельных очисток, сахарина и — верх блаженства, — маргариновых роз, подкрашенных, кажется, тертой морковкой.
Роз было всего три, а ребят было пятеро, поэтому неизбежно возникла недолгая, но бурная потасовка. Маме именинницы каким-то образом удалось убедить двух мальчиков, что розы должны достаться девочкам. Это был самый первый урок рыцарского кодекса. И это был, по твердому и многолетнему убеждению брата, самый вкусный торт из всех, которые он ел за всю свою жизнь.
И был детский сад! Детский сад в Уфе! Детский сад военных лет.
Однажды в студеную зимнюю пору, 21 января 1942-го года, то есть 81 год тому назад, когда его, четырехлетнего, мама забрала из детского сада, он был в горьких слезах.
«Миша! — испугалась мама, — Что случилось? Кто тебя обидел?»
«Ленин умер!» — давясь слезами, сказал брат.
Безутешное горе маленького Миши понятно. Им, детям, с утра до вечера внушали, что дедушка Ленин вечно живой. Что дедушка Ленин вместе с великим Сталиным так и сидят, нежно глядя друг на друга, на скамеечке в Горках, и никакая сила не сможет их разлучить. А тут вдруг такая трагическая неожиданность почти двадцатилетней давности.
voligamsi.com
А другой маленький мальчик, но уже лет тридцать спустя, тоже вернулся однажды из детского сада, и его глаза тоже были на мокром месте.
«Что такое?» — встревожилась его мать. «Я боюсь Ленина», — дрожащим голосом ответил мальчик. «То есть как?!» — испугалась мамаша. «Валентина Николаевна сказала, что он умер, но что он живой и очень любит детей».
«Камень на камень, кирпич на кирпич — умер наш Ленин Владимир Ильич». Был когда-то такой столь же неуклюжий, сколь и живучий детсадовский стишок. И появился он, кажется, сразу же после описываемого в нем события.
Знают ли этот стишок нынешние дети? Если и знают, то насколько твердо они знают, кому был посвящен этот реквием? Кажется, не очень. Выросло поколение, в сознании которого Чингизхан, Наполеон Бонапарт, Петр Великий, Ленин и Леннон слиплись в одну гомогенную массу, существующую под девизом «давно это было, еще до меня».
Хорошо это или плохо? Плохо, потому что плохо не знать историю. О горьких последствиях исторической амнезии сказано много, и не будем повторяться. Но это и хорошо, потому что поколение не живет уже теми столь же бурными, сколь и малопродуктивными страстями, какими жили и продолжают жить поколения предыдущие. Потому что им не надо расставаться, смеясь или плача, со своим прошлым — это уже не их прошлое.
Да и не ко двору, прямо скажем, он теперь со своим «интернационалом», со своим агрессивным и, мягко говоря, деятельным атеизмом, со своим презрением ко всякой «духовности» и всякой «величавости», проходившими в то время по разряду черносотенности, что, впрочем, не было вполне несправедливо.
Каким бы он ни был вурдалаком, но с Черной сотней, — что в погонах, что в рясах, — ему точно было не по пути. Что касается имперских амбиций, то они, разумеется, были, но до поры до времени надежно скрывались за псевдонимом «мировая революция».
voligamsi.com
Смываются историческими дождями и ливнями иконография и фразеология, многие годы составлявшие основу идейно-эстетического ландшафта страны. Навечно засевший в головах нескольких поколений цитатный фонд, для одних служивший символом веры, для других же — неисчерпаемым источником иронических манипуляций, одним из инструментов выяснения отношений с государством и его господствующей идеологией, неведом для поколений последующих. Кто помнит об «удивительной, нечеловеческой музыке», о «советской власти плюс электрификации всей страны» и о том, по какой именно причине учение Маркса всесильно? Кто хмыкнет теперь, услышав словечко «архиважно» или обращение «батенька»?
И даром, что мы ходим в Ленинскую библиотеку, проезжаем по Ленинградскому шоссе и уезжаем в Петербург с Ленинградского вокзала, даром, что на площадях русских городов по-прежнему стоит обильно растиражированный дядька с протянутой рукой. Из общественного сознания стремительно выветриваются и облик, и имя того, с кем навсегда связано совсем еще недавнее существование того грозного, великого и бесконечно иррационального космоса, каковым долгие десятилетия являлась одна шестая часть мировой суши.
Кажется, можно было бы забыть и нам, то есть тем, кто вырос в мучительном ощущении, что все это — навсегда. Кажется, сказано уже все об этом человеке — от «величайшего гения человечества, основателя первого в мире государства рабочих и крестьян и самого человечного человека» до «мерзкого и циничного упыря». Но сказано, разумеется, не все, потому что время для трезвого, академического анализа все еще так и не пришло. Не пришло оно именно потому, что не улеглись до конца оценочные страсти. А они, эти страсти, продолжают добушевывать — главным образом по причине того, что мы с вами почти что в самом буквальном смысле имеем «скелет в шкафу».
«Камень на камень». Это ведь о Мавзолее.
Так что вполне можно сказать, что мы отмечаем не очередную годовщину смерти Ильича, а день рождения одноименной мумии, прославленного шедевра отечественной таксидермии, уже которое десятилетие прописанного в самом центре столицы нашей родины.
Собственно, она-то и подменила собою того, кто почил в подмосковных Горках 21 января 1924 года.
Это и есть «заветы Ильича». Это и есть «Великое Ленинское наследие». И что с этим наследством делать — так до сих пор и не понятно.
voligamsi.com
Кто и что отмечает в эти дни? Ну, коммунисты — понятно что. Специалисты-бальзамировщики — годовщину триумфа своей нелегкой, но такой почетной профессии. Еще кто-нибудь — что-нибудь еще.
Я же отмечаю восьмидесятилетний юбилей того самого дня, когда заплаканный мальчик в горьких слезах вернулся из уфимского детсада. Я ясно вижу, как он горько плачет, впервые в жизни переживая чью-то смерть. И он еще не знает о том, что тот, чью смерть он оплакивает, умирает каждый год, как постоянно и регулярно умирает все то, что директивно назначено «вечно живым».
Он этого всего пока не знает. Он просто впервые узнал о том, что смерть вообще бывает. Слово «похоронка» он, разумеется, уже знал — оно, это слово, сопровождаемое слезами и словами скорби и сочувствия, звучало вокруг него с трагедийной регулярностью. Но он не очень ясно представлял себе, что оно, это слово, значит.
Он плачет. Но он непременно утешится. Дальнейшая жизнь много чего отнимет, но много чего и подарит. Например, буквально скоро, всего через пару лет ему посчастливится попробовать самый вкусный торт в его жизни, пусть даже и без маргариновой розы.