Законодатели обеих палат российского парламента озабочены тем, что граждане, покидающие Россию из-за несогласия с внешней и внутренней политикой государства, до сих пор остаются ненаказанными. Кремль пока дистанцируется от их инициатив, видимо, выжидая, когда сформируется пул самых отборных, чтобы дать отмашку превратить их в законопроекты.
Полумеры
Тон задал спикер Госдумы Вячеслав Володин. В конце сентября он заявил о создании списков покинувших страну граждан. «Они воспевали Запад и те страны, которые от них отказались, где их презирают, они не нужны. При этом они постоянно подвергали сомнению работу нашей страны по созданию стабильности в приграничных территориях, том же Казахстане, других государствах. Критикуют, а сейчас куда бегут? Туда, где мы создали стабильность. Там, где создали ЕврАзЭС, есть экономические свободы. А свою страну бросаем? А затем пересидят время, которое их напугало, встанут в очереди назад через границу. Но мы как к ним относимся? Нам надо сформулировать отношение. В первую очередь к молодым людям, мужчинам, которые еще пороху не нюхали, а уже полезли под кровать. Это что такое? А вот те, кто 8 лет под бомбежками, они свой выбор сегодня сделали. И там таких нет. Они борются за жизнь, будущее своих детей. Тема крайне важная, надо ее обсуждать», — заявил государственный муж.
Но поначалу предлагались какие-то полумеры, которые и рассматривать всерьез не имеет смысла. Так депутат-единоросс от Челябинской области Олег Голиков в декабре прошлого года начал готовить законодательную инициативу о запрете покинувшим Россию проходить государственную службу и избираться на выборные должности. «Свое отношение к родному государству эти граждане выразили, "убежав" от частичной мобилизации за границу. Думаю, таким деятелям должно быть ограничено право в будущем на работу в органах государственной власти нашей страны, игнорировать священный долг по защите родины, нельзя никому»,— написал господин Голиков в Telegram (пунктуация депутата бережно сохранена). Можно подумать, что без инициативы Голикова эти люди были бы допущены до госслужбы и депутатства всех уровней.
5 декабря председатель комитета по госстроительству и конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас сообщил газете «Ведомости», что власти могут разработать меры, которые «сделают нахождение за границей менее комфортным» для эмигрантов. «Многие из них сбежали, но продолжают работать в российских компаниях дистанционно. Можем ли мы менять закон в этом плане и ограничивать схемы, которые позволяют людям работать там, а деньги получать отсюда, и мы не можем понять, платят ли они все налоги? Можем», — считает сенатор. Какие именно нормативные акты нужно скорректировать, чтобы ограничить работу из-за рубежа, он не уточнил.
Более конкретно высказался на эту тему замруководителя фракции «Единой России» в Госдуме Андрей Исаев. 26 декабря он рассказал «Интерфаксу», что парламентарии уже работают над ограничениями для уехавших из страны россиян, утративших статус российского налогового резидента. Депутаты собираются внести в Трудовой и Налоговый кодексы поправки, запрещающие нерезидентам работать в режиме самозанятых, с пониженной налоговой ставкой, а также поднять налог для индивидуальных предпринимателей-нерезидентов до 30% (сейчас ИП платят 6% от оборота или 15% от дохода). Впрочем, по действующему законодательству нерезиденты и так платят налоги в размере 30%.
Тем не менее, Вячеславу Володину идея с повышением налогов для уехавший понравилась. «Есть те, кто считает, что необходимо давать преференции и льготы покинувшим нашу страну, чтобы они вернулись обратно. Это неправильно. <…> До сегодняшнего дня уехавшие не только работают в российских компаниях на удаленке, но и пользуются всеми льготами, которые она им дает в соответствии с законодательством нашей страны. Правильно преференции для покинувших Российскую Федерацию отменить и ввести для них повышенную ставку налогообложения. Так будет справедливо. Работаем над соответствующими изменениями в законодательство», — написал он 25 декабря в Telegram. (Кстати, Telegram, которым активно и с удовольствием пользуются российские государственные мужи, создан покинувшим Россию Павлом Дуровым. Какой-то тут наблюдается диссонанс.)
Член комитета ГД по бюджету и налогам Евгений Федоров в разговоре с «Газетой.Ru» высказал сомнение, что получится поднять налоговую ставку для уехавших выше 30%. «Если человек больше полугода находится за пределами РФ, то у него ставка налога 30%, в том числе на продажу имущества. Насколько я понимаю, трудно будет поднять ставку для уехавшего больше этого. Да и не нужно», — считает Федоров. Но, по его мнению, что-то сделать с уехавшими в этом направлении все же можно: «Если он продает недвижимость, имущество, такой человек не подвергается налогообложению, если, допустим, квартира более пяти лет, которую он продает. Можно здесь что-нибудь сделать».
«Пора все правила писать заново!»
С наступлением 2023 года законодатели стали решительнее. Прямо в православное Рождество депутат-единорос Олег Морозов поделился в Telegram свежей законодательной инициативой (поводом послужил подвернувшийся под горячую руку пост включенного в реестр иноагентов Артемия Троицкого):
«И после этого мне будут правдолюбивые юристы объяснять, что гражданства лишать нельзя, так как это противоречит Конституции.
А временно, лет на 20 запретить въезд в Россию можно? А поразить в правах на этот же срок? Да, по решению суда! Но пусть такое право у нашего государства будет. Ибо это — мразь, которой точно не место в России и в её правовом поле!».
На следующий вечер наш орел, зампред Совбеза Дмитрий Медведев тему «предателей» подхватил и высказался в том ярком стиле, которым он теперь пишет (или не он, что, впрочем, не так важно):