План «Гавриилиады» в рукописи А. С. Пушкина (выделен квадратом справа), 1821 г.

План «Гавриилиады» в рукописи А. С. Пушкина (выделен квадратом справа), 1821 г.

Wikipedia

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга крупнейшего специалиста по истории российской перлюстрации Владлена Измозика «Черные кабинеты. История российской перлюстрации. XVIII — начало XX века». Это уже 2-е издание исследования, на которой автор потратил почти 20 лет работы с архивами.

Читателя ждет увлекательный рассказ о режиме строжайшей секретности, способах вскрытия частной и дипломатической корреспонденции, об обнаруженных благодаря перлюстрации кознях и заговорах, а также о нелегкой жизни и службе чиновников «черных кабинетов». После перлюстрации и архивных исследований тайное становится вдвойне явным, позволяя глубже понять события политической истории Российской империи

С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Роль "Черных кабинетов" в политической и общественной жизни».

Была ли действительно перлюстрация на протяжении более чем двух веков «непроницаемой тайной», или это была тайна Полишинеля?

Конечно, существовал определенный слой людей, знавших или догадывавшихся о просмотре их корреспонденции. Это иногда создавало своеобразную ситуацию. Дипломаты подчас составляли ложные донесения, а подлинную информацию зашифровывали или отправляли частным путем. Частные лица вставляли в свои письма суждения, которые, как они надеялись, дойдут до высшей власти путем перлюстрации. Один из московских масонов, будущий сенатор И.В. Лопухин вспоминал впоследствии:

В письме… к приятелю моему повторил я сказанное мною некогда графу [Я.А.] Брюсу, что и государи могут ошибаться, и что ежели Государыня, не имея прямого понятия о какой-нибудь доброй вещи, дурных о ней мыслей, то никак нет долга соображаться с таким ее заключением. <…> Я написал сие точно для того, чтобы она прочитала.

Его товарищ князь Н.Н. Трубецкой такими словами отвечал на негодование жившего в Берлине А.М. Кутузова (тот возмущался по поводу вскрытия писем):

«А впрочем пусть нашу переписку читают. Мы с тобою, мой друг, в политические дела государей и государств не входим и, ведая, что всякая власть есть от Бога, мы повинуемся оной без роптания».

В июне 1828 года началось следственное дело о поэме А.С. Пушкина «Гавриилиада».