Страница школы в VK
Перед началом учебного года директор, завуч и десять учителей уволились из пермской школы №12 с углубленным изучением немецкого языка. Они не хотели пускать на уроки Z-активистов и участников войны с Украиной. Более полутора лет им удавалось защищать учеников от военной пропаганды. Они переживали визиты сотрудников ФСБ, доносы, травлю в соцсетях и старались учить детей любви к своей стране через произведения искусства, культуру и человеческое отношение. Конфликт педагогов с ФСБ и сторонниками войны продлился несколько месяцев, но кто вышел из него победителями — вопрос открытый. Republic поговорил с учителями, их учениками и узнал, что происходит с обществом в Перми, которое еще помнит времена «культурной революции» и свободомыслия.
Кувалда вместо культуры
Пермская школа № 12 с углубленным изучением немецкого языка более 25 лет давала своим выпускникам возможность поступать в вузы Германии без дополнительных экзаменов — программа обмена действовала с 1997 года. Ее ученики побеждали на всероссийских олимпиадах по немецкому языку, а к девятому классу многие из них становились обладателями «шпрах-дипломов» — сертификатов, которые подтверждают владение иностранным языком на уровне его носителей. Однако спустя год после начала войны с Украиной 12-я школа стала испытывать давление со стороны ФСБ. Международную программу с участием немецких преподавателей закрыли, а классы стали штурмовать Z-активисты.
Пермь, которая в конце нулевых прославилась на всю Россию своей «культурной революцией» и даже претендовала на неформальное звание «культурной столицы Европы», за последнее десятилетие сильно изменилась. Вместе с возвращением в 2012 году на президентский пост Владимира Путина пришли другие времена и в Пермский край, где свобода творчества и мысли стала выхолащиваться. О некогда знаменитом Пермском музее современного искусства давно ничего не слышно, амбициозные культурные проекты были свернуты, а сам промышленный регион перестал привлекать внимание как центр культурной жизни. Местные чиновники стали называть «пермскую культурную революцию», которой прежде гордились, «работой на разрушение», «провокацией» и «оскорблением». А поводом для обсуждения пермских новостей теперь становятся стрельба в вузе, обыски у оппозиционеров, похороны военных или кувалда, которую губернатор края Дмитрий Махонин подарил новому мэру Перми, чтобы он «дурь чиновничью из головы вышибал».