Пропагандистский плакат (1943)

Пропагандистский плакат (1943)

Bundesarchiv, Bild 146-1973-010-31 / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org

В 1933 году группа участниц нацистской партии НСДАП опубликовала сборник открытых писем «Германские женщины — Адольфу Гитлеру». В своих обращениях они пытались убедить фюрера в том, что лояльные власти немки должны играть более значимую роль в управлении государством. Составительницы писем отчаянно желали продемонстрировать преданность своему лидеру и национал-социалистическому движению, но с не меньшим энтузиазмом критиковали административный аппарат, выстраиванием которого занимались приближенные Гитлера.

Семь писем, составляющих сборник, представляют собой причудливое сочетание фанатичной приверженности идеологии и надежды на продвижение идей феминизма. Современному читателю трудно представить, что вера в гитлеровскую пропаганду могла сочетаться с движением за эмансипацию и равенство: деструктивная природа нацизма с присущими ему расизмом, национализмом, милитаризмом, элитаризмом и сексизмом явно противоречит мультикультурализму, эгалитаризму, гуманизму — ценностям, прямо или косвенно связанным с борьбой за права женщин. Однако подобные примеры встречались — по крайней мере, на раннем этапе существования Третьего рейха.

Участие в выборах, контрацепция и карьера: чем «новые женщины» испугали немецких консерваторов

К началу 1930-х Германия считалась одной из самых прогрессивных стран Европы в том, что касалось прав женщин. Первые элитные школы для девочек в стране появились в 1870-х, а в начале XX века немок начали принимать в университеты. Многие женщины занимались преподаванием, правом, медициной, журналистикой и писательством. В 1919-м немки получили избирательное право, а на раннем этапе существования Веймарской республики получили больше возможностей для творческого и профессионального самовыражения.

Образ «новой женщины», сформировавшийся в 1920-х, основывался, с одной стороны, на трудовой мобилизации немок в Первую мировую, а с другой — на прогрессивной культуре социальных взаимодействий в Веймарской республике. «Новая женщина» пользовалась избирательным правом и другими нормами, обеспечивавшими гендерное равенство, предохранялась, делала аборты и сама зарабатывала. Даже если она выходила замуж, семейная жизнь не становилась центром ее существования, и обычно она заводила не больше двух детей. Некоторые и вовсе предпочитали не вступать в брак, сосредотачиваясь на академической карьере, преподавании или журналистике.

Номер печатного лесбийского издания Die Freundin (1928)

Wikipedia