Абба Ковнер (стоит в центре) среди еврейских партизан и подпольщиков гетто, 14 июля 1944 г.

Абба Ковнер (стоит в центре) среди еврейских партизан и подпольщиков гетто, 14 июля 1944 г.

Wikipedia

«Это была ужасная идея, рожденная из отчаяния, — рассказывал поэт и участник подпольного антинацистского движения Абба Ковнер про план, который он предложил соратникам осуществить в 1946 году. — В ней было нечто самоубийственное. Своего рода идея ада. Глаз за глаз. А именно — убить шесть миллионов немцев».

Название организации «Нокмим», организованной Ковнером, переводится с иврита как «Мстители». В нее входило около 50 человек. Их основная цель заключалась в восстановлении справедливости, в их понимании так и не достигнутой даже после разгрома нацистской Германии. Ковнер и его соратники знали, что 24 немца не смогли бы уничтожить несколько миллионов евреев. Тем не менее именно столько участников правительства, командиров вермахта и высокопоставленных функционеров Третьего рейха предстали перед судом в Нюрнберге по обвинению в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

К 1946 году у многих очевидцев Холокоста и тех, кто освещал происходящее в Германии после войны, сложилось ощущение, что этим попытки призвать к ответственности инициаторов и исполнителей массового убийства и ограничатся. Даже победители не проявляли особого желания тратить силы, время и деньги на поимку каждого немца, состоявшего в нацистских структурах и косвенно или прямо участвовавшего в беспрецедентной попытке уничтожить целый народ. Не стоило говорить и о жителях Германии — большинство из них мечтали лишь о том, чтобы их оставили в покое. К люстрациям и попыткам подтолкнуть их к признанию коллективной ответственности они относились или равнодушно, или с раздражением.

Как следовало поступать с теми, кто несколько лет обслуживал концлагеря, закрывал двери газовых камер, доставлял до пункта назначения смертоносный «Циклон Б»? Охранял гетто, управлял поездами, в которых задыхались сотни человек всех возможных возрастов? Поколачивал перепуганных детей, женщин и стариков прикладами, когда они, полуживые, выбирались навстречу верной смерти из вагонов для транспортировки скота? Как быть с теми, кто не хотел тратить на евреев даже лишнюю пулю, из-за чего раненые после расправы еще несколько суток страдали в канавах в окружении мертвых тел? А что насчет работников предприятий, разрабатывавших наиболее эффективные способы убийства?

Многие жители Третьего рейха говорили, что просто выполняли свою работу и не задумывались о ее нравственных последствиях, даже если их работа в конце концов сводилась к одному — к гибели других людей. Но можно ли было освободить от моральной ответственности тех, кто хотя бы мыл полы в лабораториях и кабинетах, где осуществлялось «окончательное решение еврейского вопроса»?