Источник: Википедия.
«Пока бедственное положение в Дьенбьенфу не достигло своей высшей точки, в течении нескольких дней казалось, что опасность возникновения Третьей мировой войны была ближе, чем за ряд предыдущих лет; сильнее, чем во время блокады Берлина в 1948–49 гг. или даже в период наступления Макартура к реке Ялуцзян на севере Кореи в ноябре 1950-го».
Александр Верт. «Франция 1940–1955».
Название Дьенбьенфу сегодня не слишком известно широкой публике, что в данном случае, несомненно, к лучшему. Стать третьим местом применения атомного оружия после Хиросимы и Нагасаки — не та слава, к которой обычно стремятся, такое не всякому врагу пожелаешь.
Называется так небольшая долина с полевым аэродромом на северо-востоке Вьетнама, где 20 ноября 1953 года с боем высадились несколько французских парашютных батальонов. К тому времени война между Францией, стремившейся удержать Индокитай, и вьетнамским национально-освободительным движением шла уже седьмой год. Красное пятно контролируемых вьетнамцами территорий постепенно расползалось по Тонкину, грозя захватить и Лаос. Вот чтобы это предотвратить, французы и решили создать здесь «воздушно-наземную базу», блокирующую продвижение противника на юг.
Источник: Википедия
Опыт обороны таких изолированных баз с аэродромом, обеспечивающим воздушный мост с Ханоем, уже имелся, но в данном случае французский главнокомандующий в Индокитае генерал Наварр сильно недооценил противника. Окончание войны в Корее открыло шлюзы для поставок вьетнамцам оружия из Китая, включая трофейные американские 105-мм гаубицы. Поэтому когда 13 марта 1954 года «вьеты» пошли на штурм Дьенбьенфу, то впервые обеспечили себе огневое превосходство. Результат не замедлил последовать: в первые же три дня они захватили три ключевые высоты и взяли аэродром под обстрел.
Отныне снабжение 10-тысячного французского гарнизона стало возможно только контейнерами на парашютах. Это резко сократило грузопоток, к тому же теперь до трети сброшенного попадало к вьетнамцам. Постепенно окружая французов своим окопами, они непрерывно сжимали кольцо вокруг базы, положение которой быстро стало критическим.
Тем временем драматическая борьба за «крепость Дьенбьенфу» привлекла внимание всего мира, с конца марта новости оттуда не сходили с первых полос. Как заявил президент США Дуайт Эйзенхауэр, «это больше не является просто смешным названием, которое можно пропустить за завтраком, потому что мы не знаем, где оно находится».