Автомобильный рынок до сих пор редко попадал в зону внимания ФАС, а жаль. Мне кажется, там есть на что посмотреть. Вспомним, как в 2000 году, когда начинал работать завод Ford во Всеволожске, Ford Focus стоил от 11700 долларов. Комплектация называлась ambiente, была пустая, как барабан, но ее реально собирали, и постепенно на нее выстроились очереди на год. Разница с продукцией ВАЗа составляла всего 3 тысячи долларов. Мне думается, что это был один из первых случаев демпинга, нанесшего российскому автопрому сильнейший удар. Я отлично помню, как ближайшая по комплектации Opel Astra была на две тысячи дороже. Постепенно Focus дорожал, но все равно оставался дешевле аналогов. Я отлично помню, как в 2005 году Ford Focus был дешевле Kia Cerato. Возможно ли это, чтобы европейская машина, пусть и собранная на территории России, была дешевле корейской? Особенно до того периода, когда корейцы решили, что теперь они – японцы, и подняли цены? А в период сумасшедших очередей на Focus, концерн импортировал машины, собранные в Испании, – и они были сильно дороже. Потом эту тактику на вооружение брал Opel с «Астрой» (хоть и не так явно), теперь Kia и VW. Странно, что молчат остальные автопроизводители. Мне кажется, им бы имело смысл первыми подать в суд. Не может быть, чтобы VW в течение десяти лет держал высокие цены и вдруг сдался, резко их опустив. Во всем мире Ford Focus– посредственная скучная машина, и только у нас – икона нижнего среднего класса. Настораживает меня и Renault Logan. Понятно, что это – машина униженных и оскорбленных, но «Калина» должна стоить дешевле. В общем, с ценами что-то неладно. И когда опомнимся – будет поздно. Хотя отрезвление уже приходит. Мне кажется, что до кризиса Ford дотировал одни машины за счет других. Например, явно дотационной была Ford Fusion. Она ведь уже была дорогой 5 лет назад, но потом кто-то решил сделать из нее народный российский автомобиль и опустил цены. Надо сказать, идея удалась, и дачники и «чайники» стали ее массово скупать. А сейчас все цены подняты – даже на Focus, дотировать не с чего, и в салонах дилеров Ford людей нет. Платить реальную стоимость покупатель оказался не готов. Однако это – недостаточное отрезвление за столько лет доминирования. Думаю, штраф в сотню миллионов рублей будет вполне справедливым. И наукой для остальных.