Фото: Википедия
«У немцев была неизбывная привычка искать сильных лидеров, за которыми можно слепо следовать. Фридриха Великого, возможно, лучшего короля Пруссии, тошнило от этой их склонности. Его последние слова на смертном одре были такими: «Я устал править рабами».
Уилл Броунелл
После назначения Гитлера канцлером Германии Эрих Людендорф 1 февраля 1933 года якобы отправил президенту Паулю фон Гинденбургу письмо:
«Вы выдали наше немецкое отечество одному из наибольших демагогов всех времен. Я торжественно предсказываю Вам, что этот человек столкнет наше государство в пропасть, ввергнет нашу нацию в неописуемое несчастье. Грядущие поколения проклянут Вас за то, что Вы сделали».
Как доказали современные немецкие историки, это «провидческое» письмо Людендорфа оказалось легендой. Однако штука в том, что он действительно мог написать его в тех же выражениях — только вот смысл вложил бы совершенно не тот, что считывается сегодня нами.
Плечом к плечу с Гитлером
Генерал Людендорф — одна из ключевых немецких фигур Первой мировой. В самом начале войны он, будучи начальником штаба 8-й армии Гинденбурга, разработал операцию по окружению 2-й армии генерала Самсонова. Эта битва при Танненберге стала триумфом германского оружия, сорвав попытку русских захватить Восточную Пруссию. В 1916 году дуумвират Гинденбург-Людендорф возглавил верховное командование Германии.
Следующие два года Людендорф был некоронованным императором Второго рейха и, по выражению одного историка, «человеком, который держал мир за уши». А в конце 1918 года именно он, убоявшись краха фронта, эти уши отпустил. Людендорф обеспечил переход власти к гражданскому правительству, запросившему у Антанты перемирия — а затем на его министров и повесил вину за поражение с помощью легенды об «ударе в спину». Правда, события осени 1918-го быстро вышли из под контроля, в Германии разразилась революция, одно время даже казалось, что власть в Берлине перехватят крайне левые — как в Петрограде годом ранее. Людендорфу пришлось на время укрыться в Швеции. Но — обошлось.
Впрочем, созданная на месте империи Веймарская республика тоже была явно не мечтой Людендорфа.
«Со стороны революционеров было величайшей глупостью позволить нам всем остаться в живых, — сказал он после возвращения из Швеции. — Если я когда-нибудь снова приду к власти, то со спокойной совестью повешу Эберта, Шейдемана и компанию и буду смотреть, как они болтаются».
Социал-демократ Эберт на тот момент, на минуточку, был президентом страны.
Насчет прихода к власти генерал не шутил.