В издательстве «Новое литературное обозрение» выходит книга «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны».

Принеся с собой миллионы человеческих жертв, Вторая мировая война стала еще и культурной катастрофой: многие музеи были разграблены, церкви разрушены, а произведения искусства и библиотеки погибли в огне или были вывезены в качестве «трофеев». Книга, подготовленная российско-германским коллективом авторов, рассказывает о судьбе культурных ценностей России, утраченных в те годы. В центре исследования «военная история» нескольких музейных комплексов: пригородных дворцов под Санкт-Петербургом — Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины и древних русских городов Новгорода и Пскова.

Какие меры предпринимались для защиты и спасения музейных собраний? Как и кем они были разграблены? Какими путями похищенные произведения искусства шли на Запад? Кто пытался их сохранить под бомбежками, в оккупации и эвакуации? Ответы на эти вопросы авторы ищут там, где истории музеев переплетаются с историями людей — тех, кто спасал музейные ценности, и тех, кто занимался их грабежом.

С любезного разрешения издательства публикуем (в сокращении) фрагмент главы «Петергоф: разрушен и разграблен».

Эвакуация коллекций

Считается, что дворцовый ансамбль Петергофа воплощает имперские притязания России и ее силу — в том числе и по отношению к Европе. Здесь политические амбиции правителей, которые строили или расширяли этот дворец, проступают более отчетливо, чем в других пригородных дворцах. Их символом выступает центральная бронзовая фигура Большого каскада — «Самсон, раздирающий пасть льва». Эта скульптура, созданная между 1709 и 1736 годами, олицетворяет победу Петра I — «Самсона» — над шведским королем Карлом XII, геральдическим зверем которого был лев. Таким образом, это был «не только библейский сюжет, но и политическая аллегория, памятник нашей воинской славы», как отмечал писатель Леонид Пантелеев в своих дневниковых записях, которые он вел в 1942 году в блокадном Ленинграде. Хотя Пантелеев опубликовал их позже и, предположительно, в отредактированном виде, они наглядно показывают, какое идеологическое значение приписывалось Петергофу.

Он символизировал государственную власть, деяния могущественного правителя, усвоение европейских ценностей и сильную позицию Российской империи среди европейских государств. Значение, которое Петергоф приобрел в имперский период, привело к тому, что и после революции ему уделялось повышенное внимание со стороны государственной власти и партийного руководства страны. В годы Большого террора это имело роковые последствия для персонала дворца-музея, о чем свидетельствовала частая смена его кадров.