Кадр из фильма Ларисы Шепитько "Восхождение"

Кадр из фильма Ларисы Шепитько "Восхождение"

kinopoisk.ru

Убийство Алексея Навального привело к заметному сдвигу в риторике антивоенных сил. В вину государству и лично Владимиру Путину уже ставится не просто нарушение юридических норм, но и «божественного» закона. Погибший оппозиционер вернул в обиход понятие «мученика», но не как очередной синоним слову «жертва». Хотя, очевидно, что трагедия Алексея Навального не первая и не последняя, нельзя не заметить этого важного изменения.

На таком новостном фоне уместен разговор о том, как в российском искусстве показывали жертв, мучеников и палачей. Возможно, такое обращение к прошлому поможет как минимум с большей верой переживать тягостное настоящее. И первый фильм, о котором сегодня хочется вспомнить — «Восхождение» Ларисы Шепитько, вышедший в 1977-ом году.

Сюжет выглядит на удивление простым: двое партизан идут в деревню за провизией, там их ловят немцы, в плену один из них соглашается стать полицаем и выдает все, что знал, второй — отказывается сотрудничать, и в итоге умирает в петле. Лариса Шепитько, так объясняла, почему она взялась за экранизацию повести Василя Быкова «Сотников» на «военную тему»:

«Если для наших родителей война была тяжким испытанием, проверкой, то для нас она явилась точкой нравственного отсчета, к которой мы так или иначе возвращаемся сегодня. Наверное, очень важно, чтобы своя осознанная точка нравственного отсчета была у каждого нового поколения, вступающего в жизнь».

Рассказ об истории создания фильма — не задача этого текста, но сказать пару слов о «духе времени» все-таки стоит. В условиях «застоя», когда казалось, что так теперь будет всегда, в СССР формировался свой класс потребителей. Конечно, он был далеко от своего европейского «собрата», но в главном, в отсутствии веры в идеологию и вообще какие-то нерушимые ценности, они сходились. Лариса Шепитько решает не просто напомнить о каких-то высоких принципах, а о том, как они рождаются.

Мученик случаен