Борис Кустодиев. «Масленица», 1919 г.  Музей-квартира И. Бродского

Борис Кустодиев. «Масленица», 1919 г. Музей-квартира И. Бродского

«Север» уже обращался к сочинению замечательного русского этнографа Сергея Васильевича Максимова «Неведомая, нечистая и крестная сила». Надеемся, наши рассказы о традиционных ценностях русских праздников читателям помогли, Новый год они отметили веселыми играми, и кавалеры, хохоча, били своих дам лопатами пониже спины, а также бодали бычьими рогами — «так, чтобы было не только больно, но и стыдно». А дамы, конечно же, радостно кавалеров благодарили, а потом, на Рождество, гадали, выставляя в окна именно те части тела, которые кавалеры им помассировали лопатами.

А теперь — масленица. Неделя, когда темная память о языческой древности сталкивается с требованиями православной церкви: впереди Великий пост, время торжественное и печальное, а значит, напоследок надо гульнуть. И русские крестьяне гуляли, не щадя скудных своих средств. Друг друга, кстати, тоже не особенно щадили. Не случайно масленицу называли «широкой», а также — «пьяной», «обжорной» и даже «разорительницей».

Федот Сычков. Масленица

Сам Максимов говорит об этом так: «Устанавливая сырную неделю, с ее полускоромной пищей, православная церковь имела в виду облегчить крестьянам переход от мясоеда к Великому посту и исподволь вызвать в душе верующих то молитвенное настроение, которое заключается в самой идее поста, как телесного воздержания и напряженной духовной работы. Но эта попечительная забота церкви повсеместно на Руси осталась гласом вопиющего в пустыне, и на деле, наша масленица не только попала в число «праздников», но стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. В эту неделю наш скромный и набожный народ как бы разгибает свою исполинскую спину и старается в вине и весельи потопить все заботы и тяготы трудовой будничной жизни».

Пару слов об экономической стороне вопроса: «Семья среднего достатка в 5–6 душ затрачивает от 5 до 10 руб. на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости. А если к этому прибавить еще расходы на обновки бабам и девушкам, то будет вполне понятно, почему масленица называется «разорительницей».

Но вообще, если вы думаете, что главное на масленицу — это блины, то зря. Главное — безудержное веселье.

Немного эротики и битая теща

Максимов ярко описывает гуляющую деревню: улицы, обычно пустые по вечерам, наполняются народом, принарядиться стараются даже бедняки, звучат песни. В толпе есть и пьяные — не только мужики, бабы тоже, случаются драки, но их быстро разнимают, настроение общего праздника побеждает ссоры.

Друг с другом люди добры, но вот животные… Животные, увы, страдают. Для лошадей масленица — совсем не праздник. Самое любимое развлечение в эти дни — катания на санях: «…вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях. Катается особенно охотно: то там, то здесь из ворот вылетают тройки богачей с расписными, увитыми лентами дугами или выбегают простенькие дровни, переполненные подвыпившими мужиками и бабами, во всю мочь горланящими песни. От этих песен изнуренные, костлявые, но разукрашенные ленточками и медными бляхами, крестьянские лошаденки дрожат всем телом и, под ударами захмелевших хозяев, мчатся во весь дух вдоль деревенской улицы, разгоняя испуганные толпы гуляющих.