Автомобиль сервиса каршеринга "Делимобиль"

Автомобиль сервиса каршеринга "Делимобиль"

Aleksander Polyakov/Global Look Press

В один из зимних вечеров мой приятель Евгений забронировал на сервере «Делимобиля» автомобиль Kia Sportage неподалеку от Киевского вокзала. Прибыв на место, он увидел рядом с машиной дрожащего, в одной рубашке, молодого человека, который заявил, что оставил в машине свои вещи — куртку и пару маленьких сумок. Евгений открыл авто, и странный парень забрал свои вещи. Не успел он уйти, как Евгению позвонил сотрудник «Делимобиля» и сообщил о забытых предыдущим арендатором вещах. Евгений сказал ему, что вещи отдал. Уже начав движение, мой приятель заметил, что между двумя передними сиденьями стоит бутылка минеральной воды Perrier. Евгений решил ее на всякий случай не трогать.

Через день он получил от «Делимобиля» такое письмо:

«Здравствуйте, Евгений. Другие пользователи заметили мусор после вашей аренды. <…> За такое нарушение по договору аренды есть штраф (п. 17 приложения 3). Оплатите 500,00 ₽ через приложение в "Поездках и штрафах" в течение суток».

К письму прилагалось фото бутылки с минеральной водой в салоне автомобиля.

Евгений сразу же направил на электронный адрес каршеринга письмо, в котором рассказал о ситуации с забытыми вещами и попросил освободить его от уплаты штрафа. На следующий день пришел ответ:

«Евгений, здравствуйте. Нам жаль, что вы столкнулись с такой ситуацией, но после вашей аренды был зафиксирован мусор. Во время оценки состояния автомобиля фиксацию салона вы не предоставляете, так же как перед завершением аренды. Уведомляем, до вашей аренды мусор не фиксируется. На основании вышеперечисленных данных был выставлен фиксированный внутренний штраф, который указан в Договоре Аренды ТС. Мы не просим вас убирать наши ТС, но хотим напомнить, что фиксация автомобиля — неотъемлемая часть аренды. Вы предоставляете состояние ТС на момент принятия и его сдачи. Сервис не нацелен на выставление необоснованных штрафов, но для рассмотрения его отмены нам требуются фотографии, где будет зафиксирован факт принятия\сдачи ТС с мусором или без. Никита из Делимобиля».

Евгений твердо решил необоснованный штраф «Делимобилю» не платить, а чтобы каршеринг не списывал безакцептно деньги с его сбербанковской карты, решил эту карту перевыпустить. В местном отделении «Сбера» он объяснил сотруднику по имени Григор Акопян, почему это делает. И вдруг выяснилось, что Григор тоже пострадал от «Делимобиля» при не менее странных обстоятельствах.

Акопян рассказал, что в мае 2021 года взял машину в этом каршеринге, добрался на ней до пункта назначения, но так как торопился, не сфотографировал машину (тогда правила «Делимобиля» позволяли завершить аренду без фото автомобиля). Наутро Григор обнаружил два сообщения от Делимобиля: о штрафе 37 тысяч рублей за «повреждение транспортного средства» (царапина на водительской двери) и о штрафе на 10 тысяч за то, что не сообщил о ДТП — хотя никакого ДТП не было! Григор сразу же позвонил в «Делимобиль», где ему сказали, что в случае неуплаты штрафа компания передаст дело в суд и коллекторам, а также напишет заявление в полицию — и в итоге его лишат водительских прав на основании того, что он якобы скрылся с места ДТП. Контакты второго участника ДТП «Делимобиль» предоставить отказался — на том основании, что это конфиденциальная информация.

На следующий день после их звонка Григор зашел в бизнес-центр, рядом с которым припарковал машину, и попросил их службу безопасности предоставить ему записи видеокамер. Они предоставили, и тут обнаружилось, что в 23.30, когда Григор припарковал автомобиль, запись прерывается, а возобновляется в 00.10–00.15, когда возле машины стоит человек и фотографирует ее.

После этого Григор нашел в интернете

много жалоб клиентов «Делимобиля» на то, что стоит один раз не сфотографировать машину — как сразу происходит какое-то странное ДТП, хотя машина была в полном порядке.

Закончилась же эта история тем, что год спустя «Делимобиль» пригрозил Григору неустойкой, передачей дела в суд и необходимостью возместить судебные расходы в случае проигрыша. Он сдался — заплатил «Делимобилю» 48,5 тысячи рублей, после чего удалил учетную запись этого каршеринга.

Аналогичных историй, рассказанных клиентами «Делимобиля», на сайтах потребительских отзывов немало.